Проблемы и решения в других странах
Страница 2

Удельный вес российской текстильной и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции составляет 1,8% (1,2% в доходной части бюджета), в то время как в Турции она равна 20%, в Китае и Италии – более 13%. В Португалии хлопчатобумажных тканей на душу населения выпускается в пять раз больше, чем в России, шерстяных – в 24 раза, обуви в 35 раз.

Россия по-прежнему является великой текстильной державой по производственным мощностям, но использует их неэффективно. Официальная статистика свидетельствует о том, что в производстве шерстяных тканей они задействованы на 17%, трикотажных изделий и обуви на 28%, чулочно-носочных – на 49%, хлопчатобумажных тканей – на 54%.

Доля российских товаров на внутреннем рынке не превышает 25-30%, а с учетом «теневого производства», по оценкам специалистов, – 35-40%, остальные 60% – импорт. Это значительно ниже порогового значения (70% отечественных товаров) для обеспечения экономической безопасности государства. Кроме того, оборонный заказ и мобилизационные потребности в продукции отраслей легкой промышленности обеспечиваются отечественным производством на 17-36%. Не гарантируется стратегическая независимость государства по одному из важнейших направлений, имеющему не только экономическое значение, но и социальную значимость. Поэтому задача стабилизации развития этого блока отраслей может и должна рассматриваться как приоритетная, тем более что имеющая место зависимость от импорта широкого спектра потребительских товаров в геоэкономическом и геополитическом плане существенно ослабляет национальные позиции, сужая степень свободы принятия решений, и ограничивает перспективы социально-экономического развития профильных российских регионов.

В связи с этим принятие решений должно основываться на определении и детализации на составные компоненты целей и направлений их достижения, выявления существующих взаимосвязей между ними, обеспечении определенной логики решения производством, распределением и потреблением продукции легкой промышленности с конкретными средствами ее достижения.

Для определения тенденций и способов решения проблемы, необходимо подвергнуть ее структуризации, заключающейся в формировании комплекса взаимосвязанных подпроблем. Каждая подпроблема решается с помощью частных задач в условиях относительной самостоятельности. В качестве метода структуризации проблем с большим числом или сложным характером взаимосвязей целесообразно использовать построение дерева проблем. Оно представляет собой систематизированную иерархию всех составляющих решения комплексной проблемы.

В процессе построения дерева и по мере перехода на нижние уровни, сформулированная на верхнем уровне проблема детализируется на конкретные (частные) задачи. Схематично дерево решения проблем развития легкой промышленности .

Схема структуры дерева решения проблем развития

легкой промышленности

В соответствии с общими правилами системного анализа дерево решения проблем состоит из четырех уровней. На схеме показаны только два уровня. Содержание ветвей дерева представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Ветви дерева решения проблемы

1. Что необходимо

знать для

совершенствования системы?

2. Что необходимо разработать для совершенствования системы?

3. Что необходимо организовать для совершенствования системы?

1.1. Показатели эффективного функционирования системы

1.2. Общественная потребность в конкретной продукции

1.3. Условия и факторы функционирования системы

1.4. Возможности управления системой (проблемой)

2.1. Функциональное содержание системы

2.2. Программно-методическое обеспечение системы

2.3. Режимы функционирования системы

3.1. Комплексные программы развития системы

3.2. Взаимодействие с другими системами

3.3. Связи системы

Страницы: 1 2 3

Результаты анализа демографического развития в мире и в России
Проведенный анализ демографического развития в мире показал, что мировое население растет стремительными темпами, и по прогнозам ООН продолжит расти, однако, это происходит неравномерно. В основном увеличивается население развивающегося мира стран Азии, Африки и Латинской Америки. В результате возн ...

Общая характеристика рекреационных ресурсов
Рекреационными в научной литературе принято называть общественные отношения по удовлетворению потребностей граждан в отдыхе, восстановлении общественных и духовных сил, использованию для этого природных и других ресурсов. Рекреационные ресурсы - это совокупность природно-климатических, бытовых, кул ...

Основные характеристики транспортного комплекса региона
Область располагает развитой транспортной инфраструктурой. Автотрассы и железнодорожная сеть, связывают её с Москвой, Санкт-Петербургом, со столицами стран Балтии, портами Мурманска, Калининграда и Ленинградской области. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1,1 ...