Рекреационное законодательство Украины
Страница 1

В настоящее время актуальность правовых исследований рекреационных отношений обусловлена их значимостью для оздоровления населения, необходимостью сохранения и рационального использования природных ресурсов. Рекреационное законодательство в настоящее время находиться в состоянии развития и представлено множеством нормативных актов.

Для правового режима природных рекреационных территорий характерно:

наличие общего и специального правового регулирования их использования и охраны;

направленность на обеспечение специальной цели - восстановление жизненных сил и здоровья человека;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, вредно влияющей на окружающую природную среду, какие-либо изменения природного ландшафта;

запрещение любых действий, нарушающих общественные рекреационные интересы при их использовании;

установление специального порядка их создания, ограничение права пользования ими;

общегосударственный характер собственности на них;

установление дополнительных обязанностей пользования ими;

смешанный характер их правового режима.

В Законе Украины "Об охране окружающей природной среды" дано понятие рекреационной зоны.

Рекреационная зона - это участки суши или водного пространства, предназначенные для организованного массового отдыха и туризма.

Создание рекреационных зон на участках лесного фонда регулируется нормами лесного законодательства (Лесной кодекс Украины, Положение Кабинета Министров Украины от 21.07.1995 "Об утверждении порядка разделения лесов на группы, отнесение их к категории защищенности и выделения особо защитных земель участков лесного фонда" и др).

Согласно ст. 3 Лесного кодекса Украины рекреационная функция леса признается за преобладающую, а рекреационное лесопользование рассматривается как обязательное условие восстановления сил и здоровья человека, повышение трудового потенциала общества.

Особенности режима рекреационного использования ресурсов (в т.ч. лесопользования) отражены в Законе Украины "О природно-заповедном фонде Украины", в частности для зон регулируемой и стационарной рекреации национальных природных и региональных ландшафтных парков, экспозиционных зон ботанических садов, дендрологических парков, рекреационных зон зоологических парков (ст. 21-38 указанного закона).

Так, зона регулируемой рекреации может использоваться для краткосрочного отдыха и оздоровления населения, осмотра особо живописных и памятных мест, устройства и оборудования туристических маршрутов и экологических троп; зона стационарной рекреации - для размещения гостиниц, мотелей, кемпингов, иных объектов обслуживания посетителей парка, кроме осуществления любой деятельности, которая может вести к ухудшению состояния среды и снижению рекрационной ценности.

При пользовании отдельными рекреационными территориями разрабатываются допустимые границы рекреационной нагрузки. Допустимой рекреационной нагрузкой в научной литературе считается предельная вместимость территории для обеспечения нормальных условий отдыха без нарушения восстановительных свойств природных комплексов. Эти границы определяются нормативами рекреационной нагрузки относительно функциональных зон (лесной, лесопарковой, парковой), или в зависимости от величины города. По функциональным признакам для лесных территорий установлены нормативы от 1 до 10 человек на гектар; для лесопарковых - от 8 до 20 человек; для парковых - от 20 до 150.

Кроме установления предельных размеров рекреационной нагрузки представляет интерес лимитирование, которое предусмотрено для использования природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения. При этом установление лимитов на использование природных ресурсов в оздоровительных, рекреационных и образовательно-воспитательных целях предусматривает определение границ территорий и количества рекреантов с учетом степени рекреационной нагрузки на эти территории. Лимит на данный вид использования природных ресурсов может быть краткосрочным - до 1 года, и долгосрочным - от 1 до 10 лет, в зависимости от категории территории или объекта, установленного режима его охраны, использования и нарушения его природных комплексов. В результате всего выше сказанного можно сделать вывод, что рекреационное право - это совокупность норм, регулирующих рекреационные отношения с целью обеспечения эффективного функционирования рекреационного хозяйства, рационального использования и охраны рекреационного фонда, реализации прав граждан на отдых, восстановление основных жизненных сил. Рекреационное право является подотраслью хозяйственного и экологического права, т.к. правовые инструменты именно этих отраслей являются базовыми для ее формирования. Также в формировании рекрационного права значительная роль принадлежит научным исследованиям. В этом смысле рекреационное право представляет собой совокупность теорий, научных подходов, знаний о рекреационных отношениях.

Страницы: 1 2

Население
Население — 2489,1 тыс. чел. на 1.01.2001 г. (5% жителей Украины). Плотность — 256 чел. на 1 км2 (наиболее плотно заселены Южный берег Крыма и предгорные районы). Доля городского населения — 69%. Этнический состав: русские (67%), украинцы (26%), крымские татары, белорусы, евреи, молдаване, болгары, ...

Добывающие и обрабатывающие производства, электроэнергетика
Объем отгруженных товаров собственного производства по добыче полезных ископаемых составил 395,6 млн рублей, что на 1,8% меньше соответствующего периода прошлого года (в фактически действовавших ценах). Добыто 7 тыс. тонн угля, изготовлено строительных нерудных материалов - 248,2 тыс. м3, известняк ...

Ветер и волны
Ветер на Байкале дует почти всегда. Известно более тридцати местных названий ветров. Это вовсе не означает, что на Байкале существует такое количество разных ветров, просто многие из них имеют несколько названий. Особенность байкальских ветров в том, что они почти все, почти всегда дуют вдоль берег ...