Рекреационное законодательство Украины
Страница 1

В настоящее время актуальность правовых исследований рекреационных отношений обусловлена их значимостью для оздоровления населения, необходимостью сохранения и рационального использования природных ресурсов. Рекреационное законодательство в настоящее время находиться в состоянии развития и представлено множеством нормативных актов.

Для правового режима природных рекреационных территорий характерно:

наличие общего и специального правового регулирования их использования и охраны;

направленность на обеспечение специальной цели - восстановление жизненных сил и здоровья человека;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, вредно влияющей на окружающую природную среду, какие-либо изменения природного ландшафта;

запрещение любых действий, нарушающих общественные рекреационные интересы при их использовании;

установление специального порядка их создания, ограничение права пользования ими;

общегосударственный характер собственности на них;

установление дополнительных обязанностей пользования ими;

смешанный характер их правового режима.

В Законе Украины "Об охране окружающей природной среды" дано понятие рекреационной зоны.

Рекреационная зона - это участки суши или водного пространства, предназначенные для организованного массового отдыха и туризма.

Создание рекреационных зон на участках лесного фонда регулируется нормами лесного законодательства (Лесной кодекс Украины, Положение Кабинета Министров Украины от 21.07.1995 "Об утверждении порядка разделения лесов на группы, отнесение их к категории защищенности и выделения особо защитных земель участков лесного фонда" и др).

Согласно ст. 3 Лесного кодекса Украины рекреационная функция леса признается за преобладающую, а рекреационное лесопользование рассматривается как обязательное условие восстановления сил и здоровья человека, повышение трудового потенциала общества.

Особенности режима рекреационного использования ресурсов (в т.ч. лесопользования) отражены в Законе Украины "О природно-заповедном фонде Украины", в частности для зон регулируемой и стационарной рекреации национальных природных и региональных ландшафтных парков, экспозиционных зон ботанических садов, дендрологических парков, рекреационных зон зоологических парков (ст. 21-38 указанного закона).

Так, зона регулируемой рекреации может использоваться для краткосрочного отдыха и оздоровления населения, осмотра особо живописных и памятных мест, устройства и оборудования туристических маршрутов и экологических троп; зона стационарной рекреации - для размещения гостиниц, мотелей, кемпингов, иных объектов обслуживания посетителей парка, кроме осуществления любой деятельности, которая может вести к ухудшению состояния среды и снижению рекрационной ценности.

При пользовании отдельными рекреационными территориями разрабатываются допустимые границы рекреационной нагрузки. Допустимой рекреационной нагрузкой в научной литературе считается предельная вместимость территории для обеспечения нормальных условий отдыха без нарушения восстановительных свойств природных комплексов. Эти границы определяются нормативами рекреационной нагрузки относительно функциональных зон (лесной, лесопарковой, парковой), или в зависимости от величины города. По функциональным признакам для лесных территорий установлены нормативы от 1 до 10 человек на гектар; для лесопарковых - от 8 до 20 человек; для парковых - от 20 до 150.

Кроме установления предельных размеров рекреационной нагрузки представляет интерес лимитирование, которое предусмотрено для использования природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения. При этом установление лимитов на использование природных ресурсов в оздоровительных, рекреационных и образовательно-воспитательных целях предусматривает определение границ территорий и количества рекреантов с учетом степени рекреационной нагрузки на эти территории. Лимит на данный вид использования природных ресурсов может быть краткосрочным - до 1 года, и долгосрочным - от 1 до 10 лет, в зависимости от категории территории или объекта, установленного режима его охраны, использования и нарушения его природных комплексов. В результате всего выше сказанного можно сделать вывод, что рекреационное право - это совокупность норм, регулирующих рекреационные отношения с целью обеспечения эффективного функционирования рекреационного хозяйства, рационального использования и охраны рекреационного фонда, реализации прав граждан на отдых, восстановление основных жизненных сил. Рекреационное право является подотраслью хозяйственного и экологического права, т.к. правовые инструменты именно этих отраслей являются базовыми для ее формирования. Также в формировании рекрационного права значительная роль принадлежит научным исследованиям. В этом смысле рекреационное право представляет собой совокупность теорий, научных подходов, знаний о рекреационных отношениях.

Страницы: 1 2

Развитие методов в физической географии
Метод науки — это «общий способ достижения адекватного и всестороннего отражения предмета исследования, раскрытия его сущности, познания его законов». В каждой науке методы исследования формируются в процессе ее развития в зависимости от предмета и цели исследования, уровня развития теории, и в то ...

Экономические проблемы газовой промышленности
В России сосредоточено около 30% доказанных и свыше 40% прогнозных мировых запасов газа. Несмотря на такие запасы, Россия все больше отстает от западных стран по уровню газификации. Хотя из мирового опыта известно, что газификация обеспечивает значительное повышение эффективности экономики и позвол ...

Передвижные источники загрязнения
Рассматривая воздействие на окружающую среду передвижных источников загрязнения, мы должны учитывать воздействие автомобильного и железнодорожного транспорта, на воде – морских судов (поскольку водные перевозки по единственной судоходной реке – Уралу в течении последних десятилетий прекращены) и от ...