Проблемы совершенствования политико-географического устройства Украины
Страница 1

В современный период четко выделяются две основные проблемы: усовершенствование существующего устройства и федерализация.

Проблема федерального устройства Украины характеризуется двумя аспектами — внешним и внутренним.

Внешняя сторона федерализма — это вопрос, быть Украине самостоятельным государством или федеральной частью другой страны. В прошлом склонялись к тому, что Украина должна быть федеральной частью соседнего государства — Польши, России, Литвы или Турции или выступать равноправным членом федерации, как правило, восточнословянских народов. Поклонниками такой "внешней федерации" были одно время члены Кирило-Мефодиевского братства, выдающиеся украинские ученые, общественные деятели, ученые — Михаил Драгоманов, Степан Подолинский, Михаил Павлик, Михаил Грушевский. Но уже с конца XIX — начала XX ст. начала проявляться ограниченность этой идеи. Позже, и особенно в наше время, она стала реакционной. Так, в 20-30-х годах прошлого века в Польше была разработана "доктрина "Труйпанства" — федерации трех государств — Польши, Литвы и Украины. Да и до сих пор еще, особенно в связи с распадом СССР, в специальной литературе и в средствах массовой информации много говорят о государственном и экономическом союзе восточных славян. Например, О. Солженицин в труде "Как нам обустроить Россию".

Внутренний аспект федерализации неприемлемый во многих отношениях. Во-первых, в Украине нет традиций федерального устройства. Во-вторых, федеральное (автономно-федеральное) устройство Украины стало бы средством закрепления, сформированных в прошлом региональных отличий в сфере языка, культуры, етно-национальных отношений. В-третьих, такое устройство породило бы вместо целостного государства систему отчужденных регионов, что неприемлемо именно сейчас, когда идет речь об укреплении соборного Украинского государства. В-четвертых, федеральное устройство может стать основой нового раздела ослабленной таким образом Украины между соседними государствами и воссоединения ее частей, особенно восточных, с Россией.

Очень часто к коренным нациям зачисляют т. зв. русинов Закарпатья, новороссов Юга Украины, представителей "крымской нации". Все эти примеры явно неудачные, ибо в действительности таких наций не существует. В другом случае, если идти этим путем, список псевдонаций можно продолжить: галичане, Волыньчане, гуцулы, бойки, буковинцы, слободжани и т.д.

Что же касается аналогий с США и ФРГ, то создать федеральную структуру Украины, подобную к устройству этих стран, невозможно. Американская нация — это сплав представителей разных наций — эмигрантов из Европы, Африки и Латинской Америки. Она, в отличие от украинской, является не этнической, а политической нацией. Украина является государством украинской нации.

Главная проблема заключается в другом: насколько территориально-политическое устройство отвечает интересам украинской нации и этнических меньшинств, которые здесь проживают, реализации прав и свобод человека. Поэтому отдельным территориальным частям Украины необходимо предоставить столько прав в их самоуправлении, чтобы они могли обеспечить вышеназванные интересы и потребности. Другими словами, необходимо перераспределить права и обязанности между "центром" и "местами" в интересах последних. Уже говорилось, что каждая из 24 областей Украины имеет в среднем площадь свыше 20 тыс. км2 . Тогда как две трети европейских стран имеют административные единицы (воеводства, кантоны, графства, департаменты) площадью от 2 до 6 тыс. км2 и населением от 0,2 до 0,7 млн. чел. Сегодня в наименьшей среди областей Украины — Черновицкой — проживает 0,9 млн. чел. Следовательно, в подавляющем большинстве европейские страны имеют общую площадь меньше, чем Украина. Близкие по площади к нашей стране лишь Швеция, Финляндия, Испания, Германия, Франция и Румыния. Три последние, особенно Франция и Германия, близки и по количеству населения. Поскольку Германия федеральная страна, то моделью для Украины остается Франция, которая поделена на 96 административных единиц — департаментов.

Страницы: 1 2

Транспортная инфраструктура
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, по ...

История создания и развития парка
Национальный парк "Маньяра" был основан в 1960 году. В 1981 году он объявлен биосферным заповедником. Слово "маньяра" происходит от названия растения "emanyara", из которого племена масаев строили свои жилища. С момента образования парка в нём начались исследования фло ...

Прогнозирование регионального развития
Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчето ...