Структура экономики РФ и ее регионов
Страница 2

В 2001 году наметилась тенденция к сокращению объемов выпуска продукции черной металлургии, снижению темпов роста производства цветных металлов, ухудшению финансово-экономических показателей работы большинства металлургических предприятий.

Тяжелое машиностроение, ориентированное на источники дешевого сырья, наиболее распространено в таких районах как Урал и Кузбасс. Резкое повышение затрат, значительно понизившее конкурентоспособность российских машин, потеря многих рынков в бывших союзных республиках и соцстранах, разрыв хозяйственных связей, резкое сокращение финансовых возможностей предприятий привели к обвальному падению производства.

Энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, приборостроение и автомобилестроение больше связаны с наличием квалифицированной рабочей силы и близостью научных центров. Такими регионами являются Центральный, Северо-Западный, Поволжский районы. Крупнейшие центры точного машиностроения - Москва и Санкт-Петербург. Транспортные средства, проектировавшиеся в расчете на дешевое топливо, после резкого удорожания нефтепродуктов стали крайне неэффективными, электроника и бытовые приборы всегда уступали мировым стандартам, а либерализация внешней торговли сделала импортные товары гораздо более доступными для потребителя, чем раньше.

Россия имеет неплохие технологии производства синтетического каучука, автопокрышек, химического волокна, пластмассы, синтетических смол. Предприятия этой отрасли расположены по всей стране, и при их размещении важно наличие как сырья, так и квалифицированной рабочей силы.

Лесная промышленность ориентируется в основном на сырьевые возможности региона, и потому она имеет большое значение для востока страны, богатого таежными лесами. Однако, крупными центрами лесной и особенно целлюлозно-бумажной промышленности являются Карелия и Кольский п-ов, где значительные запасы древесины удачно сочетаются с наличием достаточного количества воды. Россия смогла сохранить свое бумажное производство, и наметившаяся стабилизация экономики позволяет надеяться на лучшее.

Легкая и пищевая промышленность ввиду своей повседневной необходимости ориентированы прежде всего на потребителя. Они, так или иначе, развиты во всех областях, особенно в историческом центре страны: Московской, Ивановской, Тульской, Рязанской областях. Здесь производится 1/3 российского трикотажа, 25% всей кожаной обуви. Концентрация предприятий пищевой промышленности связана с районами интенсивного сельского хозяйства: Центральным и Центрально-Черноземным районами, Поволжьем, Северным Кавказом.

Падение производства коснулось и этих жизненно важных сфер, особенно сильный удар нанесло им обилие дешевого и зачастую низкокачественного импорта.

В Уральском экономическом районе выделяются три подрайона: Среднеуральский (Свердловская область), Западно-Уральский (Башкортостан и Удмуртия, Пермская область), Южно-Уральский (Оренбургская, Курганская, Челябинская области).

Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии, черной и цветной, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Это самый мощный промышленный район Урала.

Западно-Уральский подрайон выделяется нефтедобывающей и нефтехимической промышленностью, транспортным машиностроением и станкостроением.

Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной металлургией, тракторостроение. В Оренбургской области формируется крупный газопромышленный ТПК. Этот подрайон занимает ведущее место в сельскохозяйственном производстве Урала.

Страницы: 1 2 3

Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт является важнейшей составной частью транспортной инфраструктуры Сахалинской области. Сахалинская железнодорожная сеть по восточному побережью протянулась от г.Корсакова до районного центра п. Ноглики, а на юго-западе - от г. Холмска до п. Ильинск, соединяющаяся с восточным ...

Геолого-геоморфологические природные условия территории
Значительную роль в строении поверхности Финляндии играют крупные линии разломов, ориентированные преимущественно с севера-запада на юго-восток, образовавшиеся или возрожденные в плиоцен-плейстоценовое время. Разломы предопределили простирание интрузивных тел и горстов, конфигурацию берегов озер и ...

Инвестиционные возможности
Основные факторы инвестиционной привлекательности края: - удобное географическое положение; - развитая транспортная инфраструктура (прямой выход к международным морским путям через акваторию Черного и Средиземного морей); значительный потенциал предприятий сельскохозяйственной отрасли (богатейшая с ...