Проблемы и перспективы развития газовой промышленности
Страница 1

Сейчас наиболее актуальным для отрасли стал поиск решений, оптимальных с учетом ее финансовой самостоятельности и наличия открытого рынка оборудования и услуг.

В настоящее время многие прогнозы предполагают значительное увеличение емкости европейского рынка газа и соответственно возможностей поставки российского газа. Оптимистический сценарий предусматривает рост цен на российские энергоносители, рост объемов потребления российских энергоресурсов и инвестиций в российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Однако ожидания всеобщего роста цен на российские энергоносители могут не оправдаться. В отраслях с длительным инвестиционным циклом, прежде всего в газовой промышленности, опасность такого рода просчетов очень велика.

В то же время ситуация с природным газом гораздо благоприятнее, чем по ТЭК в целом. Причины этого - крупные преимущества природного газа перед другими видами топлива в экологическом отношении, возможность достижения при его использовании более высоких технологических показателей и в целом особая технологичность природного газа, который, как уже отмечалось, при транспортировке представляет собой готовый к использованию продукт.

Сейчас появились предпосылки изменения сложившегося ценового баланса различных видов топлива и энергии. Электростанции, использующие современные парогазовые технологии, становятся наиболее эффективными потребителями. Поскольку в других сферах применение газа также дает значительный эффект, явно назревают изменения ценовой формулы в сторону увеличения его цены для поставщиков, что, однако, не приведет к снижению спроса, но позволит стимулировать реализацию новых проектов и тем самым обеспечит "гладкий" переход к использованию во все большем объеме потенциальных потребительских преимуществ природного газа.

Сложившаяся в России тенденция к снижению спроса на газ дает возможность за счет использования уже имеющейся транспортной инфраструктуры обеспечить развитие первоочередных экспортных проектов путем достройки концевых участков трасс, ведущих из центра страны к ее границам. Тем не менее, по мере восстановления внутреннего рынка и дальнейшего роста экспорта потребуется ввод новых, прежде всего, экспортоориентированных газопроводов.

Основные объемы добычи газа приходятся ныне на уникальные по своим масштабам месторождения Западной Сибири, инвестиции в которые были осуществлены ранее. Но сейчас уже возникает, а в ближайшие годы значительно увеличится потребность во вводе новых мощностей как для компенсации падения добычи газа на этих месторождениях, так и для обеспечения прироста добычи под новые контракты. Наиболее существенно то, что в среднесрочной перспективе предельные затраты на реализацию экспортных проектов станут включать издержки по всей цепи газоснабжения. Таким образом, проекты поставки газа на наиболее обещающие рынки при нынешних экспортных ценах будут на пределе окупаемости и даже могут стать убыточными. В данном случае при расширяющемся европейском рынке и растущей потребности в российском газе, но без изменения ценового паритета, газовая промышленность может превратиться из высокодоходной отрасли, вносящей большой вклад в бюджет страны, в систему, в основном работающую саму на себя.

Явно недостаточно с экономических и правовых позиций проработаны вопросы транзита газа. Между тем, например, в 1992 г. 54% международных поставок газа по трубопроводам осуществлялось с использованием транзита через третьи страны. Несмотря на то, что транзит получил столь широкое распространение, практически отсутствуют его международные юридически обязательные правила. Можно лишь отметить соглашение ВТО о транзите, но оно не затрагивает страны, не присоединившиеся к этой организации. Договор о Европейской энергетической хартии включает только обязательство не препятствовать транзиту в случае внутригосударственных конфликтов.

В России также ощущается необходимость развития специфического, ориентированного на газовую промышленность законодательства. Проект закона о нефти и газе до сих пор не принят. Правда, он был достаточно противоречив, поскольку в него пытались включить не только общие для этих отраслей вопросы (типа лицензирования), но и частные, по которым имеются значительные различия (прежде всего это относится к транспорту и поставкам продукции потребителю). В настоящее время с учетом происшедших изменений (введение закона РФ о естественных монополиях, создание Федеральной энергетической комиссии, а также ставшей все более понятной обществу роли ЕСГ в народном хозяйстве страны) представляется своевременными разработка и принятие специального закона о газоснабжении или о ЕСГ.

Страницы: 1 2

Современная структура Красноярской железной дороги
Красноярская магистраль в экономической инфраструктуре Красноярского края занимает одно из ведущих мест. Дорога обеспечивает потребности грузоотправителей и населения в грузовых и пассажирских перевозках в полном объеме. В среднем на Красноярской железной дороге железнодорожным транспортом перевози ...

Провальные или карстовые озера
Образование их вызвано так называемыми карстовыми процессами, которые связаны с растворением природными водами некоторых горных пород, таких, как известняки, доломиты, гипсы, соли. Под воздействием текучих вод первоначально на поверхности этих пород возникают небольшие углубления, а затем при наибо ...

Динамика коэффициента преимущества по регионам Казахстана в 2004 и 2010 гг.
Рассмотрим картографическое представление регионального неравенства Казахстана за исследуемые годы и выявим его особенности. Рис. 2 - Коэффициент преимущества по регионам Казахстана, 2004 г. Для начала обратим внимание на карту 2004 г. Здесь можно заметить, что самой большой показатель, который поп ...