Типология по секторам экономики
Страница 1

Сегодня республика является одним из ведущих индустриальных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации.

Доминирующими отраслями промышленности Башкортостана являются нефтегазодобывающий и нефтехимический комплексы, а также высокотехнологичное машиностроение. Развиты лесная и деревообрабатывающая, строительная, легкая, пищевая и медицинская промышленность. Сегодня Башкортостан занимает первое место в России по переработке нефти и производству нефтепродуктов, обеспечивая 12-17% переработки нефти, производства автомобильного бензина, дизельного топлива и топочного мазута, третье место – по выпуску троллейбусов и вертолетов, пятое – по производству автобусов; производит пятую часть выпускаемой в стране каустической соды, половину - бутиловых и изобутиловых спиртов, около 60% - кальцинированной соды; остается единственным отечественным производителем белой сажи и бикарбоната натрия. Башкортостан является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов России. По основным параметрам агропромышленного комплекса республика удерживает лидирующие позиции, занимая по общему объему продукции сельского хозяйства 3-е место среди регионов России. Республика располагает значительными земельными ресурсами и по площади сельхозугодий среди субъектов Российской Федерации занимает восьмое место, по площади пашни – десятое.

Явно, что к постиндустриальным регионам, когда важен сервис, информация и природные ресурсы практически не нужны, не относится. Таким образом, мы помещаем наш регион следующим образом:

Кстати, плотность населения у нас 0,035 км² на человека, что является подтверждением того, что регион у нас относится как к индустриальному, так и аграрному типу.

Типология по Фридману

Согласно Фридману, существует 5 типов регионов:

1. сердцевинные регионы,

2. восходящие,

3. коридоры развития,

4. ресурсные регионы,

5. нисходящие регионы.

Башкортостан можно отнести к восходящим регионам. Такой вывод можно сделать, проанализировав динамику социально-экономических показателей.

Динамика основных социально-экономических показателей (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)[1]

2000

2003

2004

2005

2006

Валовой региональный продукт

105,5

109,0

106,4

106,9

Основные фонды в экономике

96,7

95,2

102,3

102,9

Промышленное производство

108,0

104,6

103,6

106,2

108,0

Продукция сельского хозяйства

98,3

105,1

101,5

99,3

108,6

Инвестиции в основной капитал

137,9

102,3

106,0

110,6

109,6

Ввод в действие общей площади жилых домов

85,4

104,3

102,8

106,6

106,0

Грузооборот транспорта общего пользования

104,8

108,8

107,1

102,8

100,3

Пассажирооборот транспорта общего пользования

101,0

95,8

101,9

92,3

95,5

Оборот розничной торговли

104,7

115,9

117,8

121,3

124,8

Платные услуги населению

104,0

108,3

110,1

110,4

111,0

Сальдированный финансовый результат предприятий (организаций) в экономике

149,5

173,5

95,0

в 2,5р.

134,6

Реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы населения

112,5

116,7

109,0

117,7

117,6

Реальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника

126,0

105,5

107,3

108,5

118,8

Реальный размер назначенной месячной пенсии

127,0

108,0

100,7

114,1

102,8

Страницы: 1 2

Оценка природно-ресурсного потенциала ЦФО
Среди биологических ресурсов нужно отметить запасы леса. Свыше половины лесов представлены хвойными породами. Наибольшей лесистостью характеризуется северная часть района, особенно Костромская и Тверская области. Южнее леса истощены и в основном имеют экологическое, водоохранное, рекреационное знач ...

Методы исследования
Литературный Методы исследования вытекают из необходимости выявления специфических закономерностей стилевой эволюции камнерезного и ювелирного искусства. Это обусловило привлечение общенаучных методов: принципа историзма и целостности, структурноаналитического метода, принципа взаимосвязи историчес ...

Значение транспорта и экономических связей в хозяйстве Дальнего Востока
Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта. В Дальневосточном районе функционируют все существующие ...