Структура отрасли и ее значение, особенности развития

Металлургия - одна из несущих конструкций российской экономики. Какую бы государственную задачу в области экономического развития страны мы ни взяли, развитие черной металлургии, будет ее необходимым условием.

Металлургия начала свою жизнь с древних времен, на рубеже неолита и энеолита (меднокаменного века) человечество овладело выплавкой меди. Современная черная металлургия - одна из важнейших базовых отраслей тяжелой индустрии. Её продукция служит основой развития машиностроения и металлообработки, строительства, а также находит широкое применение во многих других отраслях народного хозяйства. Система производств черных металлов охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего передела. В её состав входят: добыча, обогащение и агломерация железных, марганцевых руд; производство чугуна, доменных ферросплавов, стали и проката; производство электроферросплавов; вторичный передел черных металлов; коксование угля; производство огнеупоров; добыча вспомогательных материалов (флюсовых известняков, магнезита и др.); выпуск металлургических изделий производственного назначения.

Черная металлургия России отличается массовостью и высокой концентрацией производства, огромными масштабами использования сырья, топлива и вспомогательных материалов, тесным взаимодействием всех звеньев металлургического передела и его смежников, широкой утилизацией промышленных отходов. Эти технико-экономические особенности оказывают сильное влияние на территориальную организацию черной металлургии: освоение соответствующих по размерам сырьевых и топливных баз, выбор наиболее эффективных с точки зрения использования природных, трудовых и материальных ресурсов, вариантов размещения предприятий, установление определенных пространственных сочетаний металлургического другими отраслями промышленности.

Черная металлургия в первую очередь служит базой для развития машиностроения и металлообработки. Продукция черной металлургии находит применение практически во всех сферах современной экономики. Её основу составляет производство чугуна, стали и проката.

По добыче железной руды, выплавки чугуна, производству кокса Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире. Крупнейшими потребителями продукции черной металлургии являются машиностроение и металлообработка, строительная индустрия, железнодорожный транспорт. Самым тесным образом черная металлургия связана с химической и легкой промышленностью.

В состав черной металлургии входят следующие основные подотрасли:

-добыча и обогащение рудного сырья для черной металлургии (железных, марганцевых и хромитовых руд);

-добыча и обогащение нерудного сырья для черной металлургии (флюсовых известняков, огнеупорных глин и т.п.);

-производство черных металлов (чугуна, стали, проката, доменных ферросплавов, металлических порошков черных металлов);

-производство стальных и чугунных труб;

-коксохимическая промышленность (производство кокса, коксового газа и пр.);

-вторичная обработка черных металлов (разделка лома и отходов черных металлов).

Черная металлургия России явилась «наследницей» этой отрасли СССР. В 1990 г. На её долю приходилось 45% общесоюзной добычи железной руды, 54% производства стали, 57% проката чёрных металлов и 61% стальных труб, выпущенных отечественной промышленностью.

Старение основных фондов отрасли сопровождались повышением расходов топливно-энергетических и материальных ресурсов, падением производительности труда, ухудшением качества готовой продукции, стремительным ростом затрат на ремонтные работы, значительно превысившими в1990 г. общий объём капитальных вложений на реконструкцию и обновление оборудования. Пика своего развития отрасль достигла в 1988г., после чего в металлургии наступил кризис. Первоначально в 1989г. и 1990г. темпы спада были весьма умеренными, а начиная с 1991г. они приобрели обвальный характер.

Наименьший объём производства черной металлургии России пришёлся на 1994г., но уже следующий год принёс оживление практически во все основные производства отрасли.

Производственная и социальная инфраструктура
Формирование рынка продовольствия и стабилизация аграрной экономики происходят в условиях расширения имеющихся и создания новых мощностей по хранению и переработке продукции. По данным обследования колхозов и совхозов, обеспеченность зернохранилищами составляет 78%, силосными и сенажными сооружения ...

Общая характеристика экономики
18 января 2007, Черногория присоединилась к Всемирному банку развития и Международному валютному фонду. 15 декабря 2008, Черногория подала заявление на членство в ЕС. ВВП (по паритетной покупательной способности): $6,708 миллиардов (оценка 2009) Место страны в мире: 152 $6,988 миллиардов (оценка 20 ...

Размещение авиатранспортных узлов
Воздушный транспорт России имеет разветвленную сеть международных, внутренних - транзитных (на большие расстояния) и местных авиалиний. Крупнейшим узлом международных и внутренних авиалиний является Москва, на долю которой приходится более 30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом стран ...