Особенности динамики ледников Антарктиды

Мощность ледников Антарктиды увеличивается благодаря аккумуляции снега и сокращается под влиянием нескольких процессов, которые гляциологи объединяют общим термином «абляция». Сюда входят: таяние, испарение, возгонка (сублимация) и дефляция (ветровая эрозия) льда. И аккумуляция и абляция требуют весьма определенных климатических условий. Обильные снегопады зимой и холодное облачное лето способствуют разрастанию ледников, тогда как малоснежная зима и теплое лето с обилием солнечных дней оказывают противоположный эффект.

Таяние – наиболее существенный компонент абляции. Отступание конца ледника происходит как в результате его таяния, так и, что более важно, общего уменьшения мощности льда. Уровень океана поднимается сейчас примерно на 3,5 мм в год, но таяние ледников Антарктиды может обеспечить его подъем только на 0,35 мм в год. Британские исследователи пришли к выводу, что баланс процессов таяния и образования нового льда пока не сводится, хотя он и продолжает интенсивно изучаться. Одно из неизбежных следствий глобального потепления — таяние ледников и подъем за счет этого уровня Мирового океана. Подсчитано, что если два крупнейших ледовых щита планеты, Антарктический и Гренландский, полностью растают, уровень океана поднимется на 70 м. Согласно данным обзора 1992 года, динамика льда Антарктиды оценивалась от прямых потерь в 500–600 Гт (гигатонн, 1 Гт = 109 т) в год , что равносильно повышению уровня океана на 1,4 мм за год, до прироста примерно на 1000 Гт в год.

Но даже во время отступания ледники продолжают двигаться вперед. Так, ледник за год может продвинуться на 30 м и отступить на 60 м[14]. В итоге длина ледника уменьшается, хотя он продолжает двигаться вперед. Аккумуляция и абляция почти никогда не находятся в полном равновесии, поэтому постоянно происходят колебания размеров ледников.

антарктида географический ледниковый айсберг

История Красноярской железной дороги
Вопрос о постройке Сибирской железной дороги был поднят впервые в конце 50-х годов XIX века. К 1884 году три железнодорожные линии подошли к западным границам Сибири и закончились в Тюмени, Уфе и Оренбурге. Строительство дорог далее на восток правительство считало нецелесообразным, и вопрос долго н ...

Добывающая промышленность
Горнорудная промышленность района представляет собой добычу золота, алмазов, оловосодержащих, вольфрамовых, свинцово-цинковых и других руд, производство цветных металлов, а также передельную чёрную металлургию. Очевидно, что горно-рудная промышленность ориентируется на запасы сырья, следовательно ц ...

Прогнозирование регионального развития
Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчето ...