Размещение ведущих межотраслевых комплексов России
Страница 1

Высокоразвитые отрасли машиностроительной, химической и оборонной промышленности являются ведущими звеньями материально-технической базы современной экономики. Они служат главными генераторами и распространителями достижений научно-технического прогресса в народном хозяйстве, обеспечивая непрерывный процесс всего воспроизводства.

Развитие ведущих отраслей опирается на мощную производственно-техническую, кадровую и научную базу. Машиностроение с ВПК и химическая промышленность располагают более 1/3 всех промышленно-производственных фондов. На их предприятиях занята половина всех работающих в промышленности, они потребляют подавляющую часть черных и цветных металлов, солидную долю электроэнергии, нефти и газа.

В настоящее время рыночный потенциал ведущих комплексов велик (1/4 продукции промышленности при 1/3 мощностей). Можно значительно увеличить, в том числе и для экспорта, выпуск многих видов радиоэлектроники, станков, автомобилей, химических волокон, изделий военно-промышленного комплекса. Но большинство гражданских отраслей к этому недостаточно подготовлено.

Машиностроительный комплекс. Важнейшим фактором размещения машиностроения является наличие рыночной потребности в продукции, квалифицированных кадров, возможностей удобных поставок конструкционных материалов и комплектующих изделий.

По особенностям размещения отрасли машиностроения подразделяются на:

• сложные, трудоемкие (электроника, станкостроение, приборостроение, авиационная промышленность и т. д.), для которых важнейшим условием является наличие квалифицированной рабочей силы и крупной научно-технической базы (Центр, Северо-Запад, Поволжье, Волго-Вятка и др.);

• «потребительские» (автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение и т. п.), размещаемые в районах массового спроса на продукцию (Северо-Запад, Волго-Вятка, Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал, Западная Сибирь, Дальний Восток);

• материалоемкие (тяжелое, энергетическое, транспортное, строительно-дорожное машиностроение и т.д.), тяготеющие к металлургическим базам (Урал, Западная Сибирь, Центральное Черноземье, Северный Кавказ).

Для отечественного машиностроения характерна высокая степень территориальной концентрации, преимущественно в Европейской части. Так, 4/5 выпуска легковых автомобилей сосредоточено в Поволжье и 1/7 — в Волго-Вятке; 3/4 зерноуборочных комбайнов - на Северном Кавказе; 3/5 экскаваторов — в Центре и 1/4 - в Волго-Вятке. Подавляющая — 3/5 — часть всей машиностроительной продукции приходится на Центральный, Поволжский и Уральский районы.

При этом большие объемы продажи массовых видов машин и оборудования приходятся на основные центры их выпуска.

Химический комплекс. Производственная технология и сырьевая база химических отраслей отличаются большим разнообразием и маневренностью. Из одного сырья вырабатывают множество различных продуктов, один и тот же продукт можно получить из разного сырья, что делает размещение химического комплекса весьма подвижным.

Энергоемкая группа химических отраслей - производство синтетического каучука, химических волокон, смол, пластических масс и т. д. - должна располагаться в районах дешевого топлива, электроэнергии и пара. Но было допущено излишнее наращивание производственных мощностей энергоемкой химии в Европейской части. Около 70% химических волокон, смол и пластмасс вырабатывают энергодефицитные районы — в основном Поволжье, Центр и Урал.

Производство минеральных удобрений из-за низкой транспортабельности продукции должно соответствовать географии потребления, но не всегда отвечает этому требованию: 2/3 их дают Урал, Центр, Европейский Север и Северо-Запад.

Большая доля рыночных продаж химической продукции приходится на главные районы ее выпуска.

Военно-промышленный комплекс. Заводы оборонной промышленности составляют ядро высокотехнологичного производственного потенциала России.

Оборонные предприятия производят широкую номенклатуру гражданской продукции - нефтегазовое оборудование, медицинскую технику, товары народного потребления.

В состав ВПК входят восемь отраслей машиностроения и одна - химической промышленности, не считая атомной. Их широкое территориальное распространение приобретает в настоящее время двоякое - позитивное и негативное — значение.

Во-первых, они могут почти повсеместно стать очагами технической и организационной перестройки всей экономики в различных регионах, тем более что имеют чрезвычайно широкую межотраслевую кооперацию. Во-вторых, многократное сокращение оборонного заказа на предприятиях комплекса, трудности конверсии привели к возникновению многих десятков центров глубокой депрессии и социальной напряженности.

Страницы: 1 2

Границы и состав Красноярской железной дороги
Красноярская железная дорога проходит через четыре крупных региона – Кемеровскую область, Хакасию, Иркутскую область и Красноярский край, связывая Транссибирскую и Южносибирскую магистрали. Для Красноярского края и Хакасии дорога – самый крупный работодатель. На железнодорожных предприятиях работае ...

История города Алчевск
Как рабочий поселок Алчевск возник в середине 90-х годов ХІХ века в связи со строительством при железнодорожной станции Юрьевка (ныне станция Коммунарск ) металлургического завода. Станция начала функционировать с 1878 года, а город основан в 1896 году. Основой будущего города послужили небольшой п ...

Природа
Рельеф местности. Киргизия – горная страна. Бóльшая часть Киргизии входит в горную систему Тянь-Шаня, и только крайний юго-запад относится к Памиро-Алаю. Высшая точка – пик Победы, или Дженгиш-Чокусу (7349 м), расположена в Тянь-Шане на востоке страны, на границе с Китаем. Многие хребты Тянь ...