Машиностроительный комплекс Российской Федерации
Страница 2

В настоящее время практически все предприятия гражданского машиностроения стали акционерными обществами. Но на большинстве приватизированных предприятий пока еще не произошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции. В результате экономический эффект от разгосударствления предприятий пока еще не получен.

Машиностроение занимает важное место в экономике крупных экономических районов России. В структуре промышленного производства товарной продукции большинства районов на долю машиностроения приходится от 20 до 30%. Особенно высок уровень его развития в Центральном, Уральском, Поволжском экономических районах.

За последние десятилетия в структуре машиностроения произошли значительные изменения. Научно-технический прогресс способствовал выделению таких самостоятельных отраслей, как электроника, производство средств вычислительной техники и др.

В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенно воздействие экономических факторов, таких, как обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, специализация и кооперирование производства.

Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовлении, одного продукта, части продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве. Специализацию в машиностроении подразделяют на предметную, технологическую и подетальную.

Развитие специализации является важным условием интенсификации производства машиностроения. Специализация производства дает больше возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации и роботизации производственных процессов, что обеспечивает рост производительности труда и повышает эффективность развития производства. Например, Камский автомобильный комплекс включает шесть крупнейших специализированных заводов: ремонтно-инструментальный, литейный, дизельный, прессоворамный, кузнечно-прессовый и автосборочный, оснащенных оборудованием и технологическими средствами, позволяющими сравнительно быстро, без дополнительных затрат перейти с производства одних видов автомобилей на другие.

Специализация промышленного производства обусловила широкие связи по кооперационным поставкам между предприятиями различных отраслей народного хозяйства: химической, текстильной и другими. Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждое из которых выполняет определенную технологическую операцию. Например, Волжский автозавод связан по кооперационным поставкам более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий из 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей.

Производственно-технический потенциал отрасли характеризуется тремя основными показателями. К ним относят объем выпускаемой товарной продукции (измеряемый в рублях или натуральных показателях), размеры основных промышленно-производственных фондов (в рублях), численность промышленно-производственного персонала.

Удельный вес этих показателей по отдельной отрасли в общих показателях машиностроения позволяет определить ее направленность. Так, если удельный вес основных промышленно-производственных фондов (ОППФ) в данной отрасли значительно превышает долю занятых в ней, то такая отрасль относится к фондоемкой, но трудосберегающей, например тяжелое машиностроение. Если же удельный вес численности промышленно-производственного персонала значительно превышает долю ОППФ в отрасли, то эта отрасль принадлежит к числу трудоемких, но фондосберегающих, например, приборостроение, электронная промышленность.

В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и районы потребления. Например, производство металлургического и горношахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале ("Уралмаш" в Екатеринбурге), Сибири ("Сибтяжмаш" в Красноярске).

Страницы: 1 2 3 4

После амурской операции
Г. И. Невельской сдал экспедицию адмиралу В. С. Завойко, представил генерал-губернатору отчет о деятельности Амурской экспедиции за 1850–1855 гг. и в конце 1856 г. возвратился в Петербург. Закончился главный этап жизни и деятельности Г. И. Невельского. Труды Г. И. Невельского были отмечены многими ...

Испанские исследователи
Первые чужестранцы, которых увидели на своих землях индейцы Аризоны, по всей видимости, были солдаты отряда испанской экспедиции под командованием Кабеза де Вака, которые в 1528 г потерпели кораблекрушение. В составе этого отряда был так же некий Эстеванико (Estevanico) - марокканский раб. После на ...

Налоговая система
Налоговая система этой страны отличается простотой. В ней отсутствуют многие виды налогов, например, НДС, широко применяемые в других странах. Значительные льготы, предоставляемые производственным предприятиям, с одной стороны, способствуют повышению конкурентоспособности малайзийских производителе ...