Расчет показателей транспортных путей в регионе и перспективы развития

Рассчитаем основные показатели, характеризующие качественные характеристики транспортных путей в регионе (Таблица 8).

Таблица 8 Характеристика транспортных путей региона

Регион

Железные дороги, тыс. км.

Речные пути, тыс. км.

Автомобильные дороги, тыс. км.

Площадь территории региона, тыс. км.

Густота ж-д путей, км/ 10000 кв. км.

Густота речныз путей, км/ 10000 кв. км.

Густота автодорог км/ 10000 кв. км.

ЗСЭР

1,1

0,5

10,5

55,4

198,5

90,2

1895,3

РФ

86

502

750

17075,4

52

303,5

33,4

Перспективы развития транспортной отрасли Псковской области в целом выглядит позитивными. Так, администрация региона ежегодно направляет на дорожное строительство и ремонт до 24% собственных доходов областного бюджета[26].

В структуре грузооборота в Псковской области по видам транспорта доминируют автомобильный (51,2%) и железнодорожный (46%) транспорт. Значительный рост цен на авиаперевозки сделал воздушный транспорт недоступным как большей части населения, а его использование для производственных нужд – нерентабельным[27]. В структуре грузоперевозок железнодорожным транспортом наибольший удельный вес занимают перевозка леса и строительных материалов (38% и 26% соответственно), затем идут нефтяные грузы и лом черных металлов (10 и 8% соответственно). Таким образом, железнодорожный транспорт действительно используется в основном для вывоза сырья, которое поступает преимущественно в Рижский и Таллиннский порты с целью дальнейшей транспортировки в страны Евросоюза.

Очевидно, что вступление стран Балтии в ЕС не станет препятствием для развития железнодорожных грузоперевозок, однако необходимо отметить опасения части экспертов в связи с усилением конкуренции со стороны Санкт-Петербургского морского порта. Соответственно общность интересов псковских предпринимателей и балтийских портов заставит искать взаимовыгодный выход в условиях конкурентной борьбы с петербургскими грузоперевозчиками[28].

Кроме того, средняя себестоимость грузоперевозок в Псковской области в пересчете на доллары США возросла за тот же период в 2,2 раза, средняя себестоимость перевозок пассажиров – в 2,5 раза, при этом норма рентабельности остается на достаточно низком уровне, не позволяющем проводить активную политику в отношении обновления основных фондов[29].

При активной конкуренции между латвийскими и эстонскими автоперевозчиками, отмечаемой некоторыми из экспертов, в условиях расширения Евросоюза, на территории которого предъявляются достаточно серьезные требования к подвижному составу, псковским перевозчикам придется решать довольно сложную проблему обновления транспортного парка, при невозможности повышения цен выше балтийских.

В связи с этим возникает проблема привлечения инвестиций в транспортную отрасль региона. В противном случае, псковские транспортники могут оказаться неконкурентоспособными по сравнению с балтийскими, и возможности трансграничного сотрудничества обернутся в жесткую конкурентную борьбу, перспективы победы в которой для псковских перевозчиков достаточно сомнительны.

Почвенно-растительный покров
Крым отличается большим разнообразием почв и растительности, что находится в прямой зависимости от особенностей геологического строения, разнообразия материнских пород, рельефа и климата. Xapaктерной особенность распределения почвенно-растительного покрова горного Крыма является существование верти ...

Мыс Бурхан
Каждый, кто что-нибудь слышал о Байкале, знает, что на острове Ольхон есть необыкновенная скала, которую издревле свято почитает коренное население острова, взглянуть на которую едут люди со всего мира, не пугаясь ни жутковатого слова "Россия", ни откровенно страшного - "Сибирь" ...

Место хозяйства региона в территориальном разделении труда
Экономический район – это «часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий»[1]; это территориальная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся определённым экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным ...