Заслуги Г. И. Невельского
Страница 1

Вся деятельность адмирала Геннадия Ивановича Невельского стала подтверждением известного афоризма - убежденный всегда убеждает. Более десяти лет убеждал он правительственные круги в Петербурге присоединить к России обширные районы Амурского и Уссурийского краев. За проявленные при этом инициативу и настойчивость его дважды чуть не разжаловали в матросы.

Все началось с вопроса о судоходности реки Амур. После плаваний Лаперуза и Крузенштерна сложилось мнение, что Сахалин является полуостровом, а Амур не имеет глубоководного выхода в море. Г.И. Невельской терпеливо изучал описания тихоокеанского побережья России и нашел немало документов, говоривших о судоходности Амура. Геннадий Иванович считал необходимым провести новое исследование устья этой реки.

Начальник главного морского штаба А.С. Меншиков, которому Невельской доложил о своих намерениях, сказал, что без разрешения царя "никак нельзя". В то же время, Меншиков намекнул, что если исследования будут произведены как бы случайно и без каких-либо неприятностей, то, может быть, все и обойдется. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев полностью поддержал план проведения исследований и обещал получить необходимое разрешение.

Невельской добился весьма скромного назначения командиром военного транспорта "Байкал", который должен был выйти с грузом из Петербурга в Петропавловск-Камчатский. Надо было очень спешить, чтобы в отведенные для плавания сроки выкроить время для исследования Амура. В августе 1848 года "Байкал" вышел из Кронштадта. Это было трудное и опасное плавание, но Невельской совершил его за очень короткий срок, показав второй результат за всю историю подобных переходов. Наконец, груз сдан, и все готово к проведению исследований, но нет разрешения.

Тогда он собрал офицеров и объяснил им сложившуюся ситуацию, заявив, что ответственность за проведение исследований берет на себя. Все офицеры выразили полную готовность идти к Амуру. Сначала был найден глубоководный вход в Амурский лиман. Дальнейшее обследование устья реки Невельской проводил на шлюпках. После двадцати двух суток исключительно трудного похода он достиг места, где Сахалин, по наблюдениям Лаперуза и Крузенштерна, должен был соединяться с материком. Однако на месте предполагаемого перешейка оказался широкий пролив глубиной до 10 метров. Всеобщее "Ура!" огласило окрестности. С тех пор бывший Татарский залив стал проливом, (позднее его самая узкая часть была названа проливом Невельского). Обратный путь к "Байкалу" Г.И. Невельской прошел вдоль западного берега Сахалина. Пора было спешить в Охотск, и корабль лег на обратный курс.

По пути Невельской зашел в Аян, где его уже ждал Муравьев. Он был так воодушевлен результатами исследования, что стал сразу же писать донесение в Петербург. Муравьев отметил, что смелый поступок Невельского открывает широкие возможности для возрождения всей Восточной Сибири. "Ни одна из предшествующих экспедиций не представляет для России таких важных последствий, какие истекают из открытий Невельского", - подчеркнул Муравьев и предложил немедленно занять устье Амура.

В Петербурге Геннадия Ивановича ждал совсем другой прием. Министр иностранных дел Нессельроде обвинил Невельского в "неслыханной дерзости" и чуть ли не в государственной измене. Он требовал примерно наказать не в меру активного моряка. Николай I милостиво простил Невельского и произвел его в капитаны 2 ранга. Однако положенной за такое важное географическое открытие награды Геннадий Иванович так и не получил. Зато ему было поручено основать на южном побережье Охотского моря зимовье для налаживания торговли с местным населением, но категорически запрещалось продолжать исследования Амура и лимана.

В конце июля 1850 года Невельской на шлюпке с пятью вооруженными матросами отправился в экспедицию по Амуру. От местных жителей он узнал, что здесь нет ни одного китайского поста, не говоря уже о флоте, поскольку Китай считает эту территорию неопределенной. Зато иностранные суда каждый год приходят в Амурский лиман и занимаются грабительским промыслом природных богатств. Эти сведения укрепили решимость Невельского, и он объявил всю территорию Амурского края, а также остров Сахалин принадлежностью России. В устье Амура был основан Николаевский пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), на котором был поднят Российский флаг и оставлено пять матросов с фальконетом (маленькая пушка на поворотной вилке) охранять вновь приобретенные российские земли, простиравшиеся на несколько тысяч километров.

Страницы: 1 2

Машиностроение и металлообработка
Доля отрасли в объеме промышленного производства составляет 10,3%. Свыше 100 предприятий выпускают широкую номенклатуру машиностроительной продукции: металлорежущие и деревообрабатывающие станки, приборы и средства автоматизации, сельскохозяйственные машины, электродвигатели, компрессоры, насосы, х ...

Комплексное физико-географическое описание
Комплексное физико-географическое описание необходимо при ландшафтном картографировании и профилировании, при создании карт и характеристик физико-географического районирования и обобщающих монографий о природе тех или иных регионов, при обосновании проектов различных видов природопользования и т.д ...

Инфраструктура
На долю транспортной отрасли приходится 20,4% объема валового регионального продукта края. Объем услуг в отрасли в 2003 году превысил 63 млрд. рублей. За период 2000-2003 года перевезено более 335 млн. тонн грузов и почти 3 млрд. пассажиров. ...