Городское население. Понятие города

Одна из важнейших особенностей современной жизни нашей планеты — стремительный рост числа городов и городских жителей. Недаром урбанизацию называют феноменом XX века. Под ней понимают рост городов, увеличение доли горожан в общей численности населения, повышение роли городов во всех сторонах жизни общества, а также распространение городского образа жизни на сельскую местность.

Общепринятого единого определения города в науке нет. Самое общее, хотя и весьма расплывчатое приводится в Большой Советской энциклопедии последнего издания. «Город — это населенный пункт, в котором проживает относительно многочисленное население, занятое преимущественно несельскохозяйственной деятельностью».

Отсутствует единое мнение и об определении уровня урбанизации, т.е. урбанизированности. Большинство специалистов сходятся в том, что главный показатель уровня урбанизации — доля городского населения во всей его численности. Именно этот показатель часто называют «урбанизированностью». Вместе с тем из определения понятия урбанизации видно, что одного показателя явно недостаточно для выявления уровня развития столь сложного и многообразного процесса. Поэтому чаще всего уровень урбанизации той или иной страны или региона определяется по следующим трем основным показателям:

1) доле городского населения во всей его численности;

2) доле горожан, проживающих в крупных городах;

3) доле горожан, проживающих в городских агломерациях.

Классификация городских поселений по численности населения

Из множества существующих па сегодняшний день классификаций городских поселений по их людности чаще всего употребляется нижеследующая, весьма укрупненная, классификация:

до 50 тыс. жителей — малые города и поселки городского типа (ПГТ),

от 50 до 100 тыс. жителей — средние города,

от 100 до 1000 тыс. жителей — крупные города,

более 1000 тыс. жителей — крупнейшие города.

Какова же мотивация определения именно этих рубежей в классификации городских поселений по их людности? Дело в том, что эти количественные рубежи обусловливают серьезные качественные изменения в развитии и всей жизнедеятельности городов.

Проследим это на примере развития системы городского транспорта в наших отечественных условиях. Передвижение людей в пределах поселка или города людностью до 20 тыс. может осуществляться пешком или на велосипеде. В городе с числом жителей более 20 тыс. уже возникает потребность в автобусе, свыше 100 тыс. — в автобусе и трамвае, в городах с населением, превышающим 500 тыс. жителей, в дополнение к перечисленным видам транспорта очень часто добавляется троллейбус, в них уже сложно обходиться без скоростного трамвая и скоростных магистралей. В городах-миллионерах без метрополитена в часы «пик» возникают серьезные сбои в работе всего городского транспорта.

В городах с населением до 50 тыс. жителей достаточно иметь один общегородской центр. При большей людности в дополнение к нему, как правило, создаются центры жилых районов. В административном плане для управления городским хозяйством во всех крупных городах необходимо деление городской территории на отдельные районы, тогда как в малых и средних городах этого не требуется.

Ветер и волны
Ветер на Байкале дует почти всегда. Известно более тридцати местных названий ветров. Это вовсе не означает, что на Байкале существует такое количество разных ветров, просто многие из них имеют несколько названий. Особенность байкальских ветров в том, что они почти все, почти всегда дуют вдоль берег ...

Географическое положение
Краснодарский край – самый южный приграничный регион России. Территория края составляет 76 тыс. км2. Край расположен на Кубано-Приазовской низменности и частично в западной части системы Большого Кавказа. На севере и северо-востоке граничит с Ростовской областью, на востоке – со Ставропольским крае ...

Архитектура Италии
Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям, что выражалось в основном в использовании многих мотивов готики. Вместе с тем сама итальянская готика на северную не походила она тяготела к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным членениям архитектуры, широким поверх ...