Городское население. Понятие города

Одна из важнейших особенностей современной жизни нашей планеты — стремительный рост числа городов и городских жителей. Недаром урбанизацию называют феноменом XX века. Под ней понимают рост городов, увеличение доли горожан в общей численности населения, повышение роли городов во всех сторонах жизни общества, а также распространение городского образа жизни на сельскую местность.

Общепринятого единого определения города в науке нет. Самое общее, хотя и весьма расплывчатое приводится в Большой Советской энциклопедии последнего издания. «Город — это населенный пункт, в котором проживает относительно многочисленное население, занятое преимущественно несельскохозяйственной деятельностью».

Отсутствует единое мнение и об определении уровня урбанизации, т.е. урбанизированности. Большинство специалистов сходятся в том, что главный показатель уровня урбанизации — доля городского населения во всей его численности. Именно этот показатель часто называют «урбанизированностью». Вместе с тем из определения понятия урбанизации видно, что одного показателя явно недостаточно для выявления уровня развития столь сложного и многообразного процесса. Поэтому чаще всего уровень урбанизации той или иной страны или региона определяется по следующим трем основным показателям:

1) доле городского населения во всей его численности;

2) доле горожан, проживающих в крупных городах;

3) доле горожан, проживающих в городских агломерациях.

Классификация городских поселений по численности населения

Из множества существующих па сегодняшний день классификаций городских поселений по их людности чаще всего употребляется нижеследующая, весьма укрупненная, классификация:

до 50 тыс. жителей — малые города и поселки городского типа (ПГТ),

от 50 до 100 тыс. жителей — средние города,

от 100 до 1000 тыс. жителей — крупные города,

более 1000 тыс. жителей — крупнейшие города.

Какова же мотивация определения именно этих рубежей в классификации городских поселений по их людности? Дело в том, что эти количественные рубежи обусловливают серьезные качественные изменения в развитии и всей жизнедеятельности городов.

Проследим это на примере развития системы городского транспорта в наших отечественных условиях. Передвижение людей в пределах поселка или города людностью до 20 тыс. может осуществляться пешком или на велосипеде. В городе с числом жителей более 20 тыс. уже возникает потребность в автобусе, свыше 100 тыс. — в автобусе и трамвае, в городах с населением, превышающим 500 тыс. жителей, в дополнение к перечисленным видам транспорта очень часто добавляется троллейбус, в них уже сложно обходиться без скоростного трамвая и скоростных магистралей. В городах-миллионерах без метрополитена в часы «пик» возникают серьезные сбои в работе всего городского транспорта.

В городах с населением до 50 тыс. жителей достаточно иметь один общегородской центр. При большей людности в дополнение к нему, как правило, создаются центры жилых районов. В административном плане для управления городским хозяйством во всех крупных городах необходимо деление городской территории на отдельные районы, тогда как в малых и средних городах этого не требуется.

Экономическая и социальная география – как самостоятельная отрасль географии
Изучением развития и размещения населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах занимается экономическая география. Социальная география затрагивает вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, помогает лучше понять совре ...

Существующие и планируемые охраняемые территории
На основании материалов института геологических наук Академии наук Республики Беларусь в 1996 году были объявлены заказниками и памятниками природы местного и государственного значения 28 природных территорий и объектов. Считается, что валуны, большее камни принесены сюда ледником со Скандинавии 15 ...

Численность населения. Естественный прирост и миграции
Российская Федерация уступала по числу жителей (148,7 млн чел.) пяти странам (в 1993 г.): Китаю (1160 млн чел.), Индии (850 млн чел.), США (252 млн чел.), Индонезии (185 млн чел.) и Бразилии (154 млн чел.). К 2000 г. Россия, вероятно, будет занимать лишь 7-е место, пропустив вперед также Нигерию, н ...