Место железнодорожного транспорта в структуре единой транспортной системы
Страница 2

Экономико-географические особенности страны выдвигают железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Главная хозяйственная полоса, вытянутая на несколько тысяч километров требует круглогодичного обеспечения массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.).

Железнодорожный транспорт РФ представляет крупнейшую транспортную систему мира с высокой степенью интенсивности перевозного процесса. Он выполняет 35% мирового грузооборота и около 18% пассажирооборота мира при наличии 7% протяженности мировых железных дорог мира. ОАО «Российские железные дороги» осуществляют более 2/3 грузооборота и половину пассажирооборота транспорта общего пользования во внутренних сооружениях, в то время как стоимость основных фондов железнодорожного транспорта в транспортной инфраструктуре – 1/3.

Современный уровень организации учета и статистического наблюдения за наличием и использованием основных средств железнодорожного транспорта, перевозки грузов и пассажиров не имеет аналогов в других отраслях народного хозяйства России. В 2008 г. эксплуатационная длина путей сообщения составила по железнодорожному транспорту – 158,1 тыс. км, в том числе общего пользования – 86,8 тыс. км, не общего пользования – 71,3 тыс. км[31].

Для железнодорожного транспорта характерен постоянный рост грузовых и пассажирских перевозок, который значительно отражает увеличение протяженности сети железных дорог. В структуре перевозок железнодорожного транспорта преобладают грузовые перевозки. Номенклатура перевозимых по железным дорогам грузов насчитывает несколько тысяч наименований, но ведущее место занимают восемь групп массовых грузов, на долю которых приходится около 80% грузооборота. К этим грузам относятся: каменный и коксовый уголь, черные металлы, нефтяные, лесные, хлебные, руда всякая, минеральные строительные материалы, минеральные удобрения.

Значение железнодорожного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей хозяйства и населения определяется свойствами и особенностями этого универсального вида транспорта[6].

Страницы: 1 2 

Границы
Граница в географии — это четко определенная линия на земной поверхности, которая отделяет, одни явления от других. Если это явления природные, то имеем природные границы (например, между морем и сушей, материком и океаном); в том случае, когда явления общественное, то границы экономические (между ...

Характеристика Кузнецкого угольного бассейна
Угольный бассейн был открыт в 1721 г., широко разрабатывается с 1920-х гг. По запасам и качеству углей Кузбасс - один из крупнейших эксплуатируемых каменноугольных бассейнов мира, где на сравнительно небольшой территории сконцентрированы мощные угольные залежи с широкой гаммой углей, пригодных для ...

Производственная и социальная инфраструктура
Формирование рынка продовольствия и стабилизация аграрной экономики происходят в условиях расширения имеющихся и создания новых мощностей по хранению и переработке продукции. По данным обследования колхозов и совхозов, обеспеченность зернохранилищами составляет 78%, силосными и сенажными сооружения ...