Население и трудовые ресурсы
Страница 1

Для демографической обстановки в России характерно воспроизводство населения первого типа – относительно невысокие показатели рождаемости, смертности, естественного прироста. Глубокий социально-экономический кризис 90-х гг. резко снизил рождаемость. Одновременно наблюдался стремительный рост смертности и произошло «омоложение» возраста умерших (заметный рост детской смертности и смертности в трудоспособном возрасте). Медленный рост продолжительности жизни в России, происходивший до конца 60-х гг., сменился длительным ее снижением. Особенно обострился этот процесс в 90-х гг., когда произошло обвальное сокращение продолжительности жизни россиян. С 1992 г. естественный прирост сменился естественной убылью населения. Существенное влияние оказывает эмиграция. Новая волна эмиграции явилась следствием распада СССР, экономической нестабильности, резкого радения жизненного уровня населения.

Демографический провал был бы еще глубже, если бы не было механического притока населения. Избыточная смертность частично компенсировалась за счет притока русских беженцев из республик Средней Азии, Закавказья, Прибалтики. На снижение показателя общей численности населения оказывают влияние ухудшение социально-экономических условий, снижение уровня жизни большей части населения России, иммиграционные процессы, возросшая потеря населения трудоспособного возраста, неблагополучное экологическое состояние окружающей среды. Увеличилась смертность среди мужчин работоспособного возраста (пьянство и связанный с ним рост отравлений, самоубийства и убийства, рост сердечнососудистых заболеваний).

Более отдаленная перспектива естественного движения населения представляется демографам достаточно обнадеживающей.

Для улучшения демографической ситуации должны быть приняты следующие меры:

- улучшение жилищных условий,

- программа помощи молодым семьям,

- программа помощи многодетным семьям (увеличение пособий при рождении второго, третьего и т.д. ребенка, по уходу за ребенком до достижения им опред. возраста, улучшение режима рабочего времени для работающих матерей и т.п.),

- льготы при предоставлении коммунальных услуг,

- налоговые льготы.

- бесплатная система образования для многодетных семей,

- улучшение медицинского обслуживания женщин и детей,

- сокращение безработицы и т.д.

Основными факторами, определяющими тенденции роста или снижения занятости населения явились:

- распад СССР,

- разрядка международной напряженности

- серьезная отраслевая перестройка экономики, в частности закрытие многих ВПК и обслуживающих их производств,

- большое число экономически неэффективных и неконкурентоспособных объектов,

Вместе с тем, наличие на рынке труда определенного контингента безработных наряду со свободным рынком рыком капитала – обязательное условие существования и развития рыночной экономики с элементами конкуренции.

а)

Положительный естеств. прирост: г. Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, крупные города.

б)

Наибольший удельный вес безработных: Республики Бурятия, Тыва, Дагестан, Ингушетия, Алтай, Калмыкия, Мурманская обл.,

Страницы: 1 2

Животный мир
Благодаря лесам в Черногории сохранился богатый естественный животный мир. В горных районах водятся крупные звери: бурые медведи, рыси, кабаны, волки, олени, лани, серны, дикие козы. На побережье шакалы, в карстовых областях – черепахи, змеи, ящерицы. На каменистых склонах обитают ящерицы, змеи. Бо ...

Принципы, особ-ти, факторы и общие усл-я размещения производства
Обоснование размещения отраслей и предприятий промышленности происходит на основе анализа и учета условий и факторов размещения производства. На размещение любого хозяйственного объекта влияют как особенности самого объекта, так и условия территории, на которой может быть размещен этот объект. Поэт ...

Основные характеристики транспортного комплекса региона
Область располагает развитой транспортной инфраструктурой. Автотрассы и железнодорожная сеть, связывают её с Москвой, Санкт-Петербургом, со столицами стран Балтии, портами Мурманска, Калининграда и Ленинградской области. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1,1 ...