Экологические проблемы Липецкой области
Страница 1

Возникают такие проблемы, как:

– водообеспечение промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы;

– образование карьеров;

– рубки леса;

– суховейные ветры;

– влияние промышленных объектов на экологический фон области и многие другие.

Липецкая область относится к регионам страны, где наблюдается высокая антропогенная нагрузка и областной центр – г. Липецк – входит в первую десятку городов России, в которых в несколько и более раз превышены допустимые концентрации загрязняющих веществ. Вещества-загрязнители, поступающие в атмосферу в изобилии, влияют на состояние здоровья человека.

Концентрация загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, попадающих водоемы Липецкой области, превышает установленные нормы в десятки и сотни раз. В реках области в качестве загрязнителей отмечаются аммонийный азот, нитритный азот, нефтепродукты и другие вещества. В последние годы отмечается загрязнение подземных вод.

На территории Липецкой области одним из самых мощных очагов загрязнения является Липецкий промышленный узел. Особенно сильно загрязнена окружающая среда Левобережья. На долю НЛМК приходится примерно 85% выбросов от всех стационарных источников города. Усложняют экологическую обстановку города тракторный завод, завод «Свободный Сокол», Центролит, цементный и другие. Уровень заболеваемости в Липецке по сравнению с городами России выше, особенно злокачественными новообразованиями, болезнями верхних дыхательных путей, эндокринной системы.

При взаимодействии общества и окружающей природной среды в процессе производства происходит изменение ландшафтов и их компонентов, что влияет на здоровье и образ жизни людей. Чтобы оценить последствия человеческой деятельности и выявить пути рационализации природопользования на исследуемой территории, необходимо определить уровни воздействия населенных пунктов на окружающую среду.

Для определения уровня такого воздействия необходимо рассчитать среднюю экологическую плотность населения (ЭПср) путем корректировки численности населения на коэффициент концентрации загрязнения:

К1 = 1; К2 = 1,5; К3 = 2,0,

где К1 - соответствует численности населения до 500 тыс. чел.; К2 – от 501 тыс. до 1,0 млн. чел.; К3 - свыше 1,0 млн. чел. В рассматриваемом нами субъекте, городе Липецке, 508 тыс. человек, и этот показатель больше 500 тысяч человек, поэтому мы берем коэффициент К2 = 1,5.

Затем выявим уровень воздействия (УВ) городского поселения на природную среду. УВ определяется по формуле:

УВ = ЭПср / Кср,

где Кср – табличный показатель, учитывающий экологическую ситуацию и значимость состояния почвы (Кп), атмосферы (Ка), водного бассейна (Кв) изучаемого района тяготения:

Кср = (Кп + Ка + Кв) / 3

Балльная оценка совокупного влияния предприятий различных отраслей хозяйства на окружающую среду района тяготения основывается на характеристике воздействия предприятий различных отраслевых групп. При этом «низкое» (Н) воздействие оценивается в 1 балл, «среднее» (С) – 2 балла, «высокое» (В) – 3 балла.

Липецк: численность населения – 508 тыс. чел.

ЭПср = 762 тыс. чел.

Кср = (1,9+1,6+1,41) / 3 = 1,6

УВ = 762 / 1,6 = 476,3

Елец: численность населения 108,4

ЭПср. = 108,4*К1=108,4

Кср.=1,6

УВ = 108,4/1,6=67,75

Грязи: численность населения 46,7

ЭПср. = 46,7

Кср.=1,6

УВ = 46,7/1,6=29,1

Данков: численность населения 21,0 тыс. человек

ЭПср. = 21,0

Кср. = 1,6

УВ = 21,0/1,6=13,1

Лебедянь: численность населения 20,9 тыс. человек

Кср. = 1,6

УВ = 20,9/1,6 = 13,0

Балльная оценка совокупного влияния предприятий различных отраслей хозяйства Липецкой области на

землю: 21 балл;

воду: 22 балла;

воздушную среду: 23 балла;

биосферу: 26 балла;

человека: 20 баллов.

Таблица 12. Характеристика отраслей по характеру воздействия

Отрасль

Землеемкость

Водоемкость

Сырьемкость

Виды Отходов

Воздействие

итого

Твердые

Жидкие

Пыль, газ

На землю

На воду

На воздушную среду

На биосферу

На человека

Теплоэнергетика

Н

В

В

Н

С

ВБ

С

С

В

В

-

23

Машино – строение

Н

С

С

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

14

Лесная и деревообрабатывающая

С

С

С

С

Н

Н

С

Н

Н

С

С

18

Химическая

Н

В

С

С

С

С

С

С

В

В

В

24

Пром. и

Строит. материалов

С

Н

В

В

Н

В

С

С

В

В

В

26

Легкая промышленность

Н

Н

С

Н

Н

Н

Н

С

С

С

-

14

Пищевая промышленность

Н

С

В

Н

Н

С

Н

С

С

С

С

19

Сельское хозяйство

В

В

Н

С

С

Н

В

С

Н

С

Н

21

Транспорт

С

В

Н

-

Н

В

Н

Н

С

С

С

18

Лесное хозяйство

В

Н

Н

-

-

-

-

-

-

-

-

5

Строительство

Н

Н

С

С

-

Н

Н

Н

Н

Н

-

11

ЖКХ

С

Н

-

Н

В

С

С

В

С

В

С

21

Черная металлургия

С

В

В

С

Н

С

С

С

С

С

В

26

Страницы: 1 2

Импорт и экспорт. Экономическое развитие региона
Кадзухиро КУМО, доцент Института экономических исследований Университета Хитоцубаси (Япония, Токио), доктор экономики: «Мечты и реальность в сотрудничестве стран Северо-Восточной Азии. В конце 1980-х - начале 1990-х годов в средствах массовой информации Японии начали часто появляться термины «зона ...

Государственность
Уже в начале 1877 года жители Аризоны начали требовать организации государственной формы управления на их землях и в 1889 году представили в Конгресс первый билль о своих правах. Конгресс дважды (с 1904 по 1906 год) обращался к ним со встречным предложением: войти в союз Соединенных Штатов, присоед ...

Воздушный транспорт
Воздушный транспорт является значимым звеном транспортной инфраструктуры Сахалинской области. Более 95% объема пассажирских перевозок за пределы области осуществляется воздушным транспортом, а внутри - осуществляется доставка пассажиров в труднодоступные местности, в том числе и на Курильские остро ...