Транспортные перевозки в крае

Использование рек края как водных путей началось издавна. Собственно говоря, с первых плаваний землепроходцев по Енисею и его притокам началась история освоения восточносибирских просторов. Роль водных дорог в хозяйственном развитии края поистине огромна, ведь до конца прошлого столетия судоходство здесь было ведущим видом транспорта. Движение по рекам енисейского бассейна совершалось на легких лодках, плотах, баркасах, на крупных дощаниках-илимках. Сам Енисей в течение трех столетий был единственным транспортным путем между севером и югом тогдашней Енисейской губернии. С верховьев на плотах и барках сплавляли лес, скот, хлеб, бытовые товары. Вверх по реке баржи с пушниной и рыбой тянулись конской и людской тягой. Первый пароход совершил рейс из Енисейска в низовья реки в 1863 году.

И поныне водный транспорт сохранил одно из ведущих мест в крае. Длина внутренних судоходных путей составляет около 10 тысяч километров. Это вдвое меньше длины автодорог с твердым покрытием, но в 3,5 раза больше длины железнодорожных путей. Водные просторы края бороздят более двух тысяч крупных судов. Большинство из них принадлежит Енисейскому речному пароходству. Свои грузовые суда имеют и многие ведомства.

Перевозка грузов — главная забота водного транспорта. Он весьма удобен для перевозки массовых грузов — леса, топлива, хлеба, удобрений, стройматериалов — на большие расстояния. Стоимость перевозки по сравнению с другими видами транспорта является наименьшей. К тому же на севере края, где в большинстве районов отсутствуют железные и шоссейные дороги, речные пути вообще вне конкуренции. Ежегодно водным транспортом перевозятся свыше 20 миллионов тонн грузов, что почти в полтора раза больше, чем в 1965 году.

Нижний Енисей - это и морские ворота Арктики. Морским путем перевозится более двух миллионов тонн грузов ежегодно. Это в 3,5 раза больше, чем двадцать лет назад. Такой быстрый рост объясняется, прежде всего, продлением навигации на реке и в арктических морях благодаря использованию мощных ледоколов.

Водный транспорт занимает видное место и в пассажироперевозках. Ежегодно в крае перевозится почти два миллиона пассажиров. Пассажирский флот края весьма разнообразен. Основной объем и грузо- и пассажироперевозок приходится, конечно, на Енисей. Судоходно и большинство крупных притоков, правда, не на всех участках и не все время. Иные даже крупные реки, например, Тунгуски, судоходны только в «большую воду». Понятно, что судоходный— навигационный — период ограничивается для сибирских рек временем без ледостава и ледовых явлений. Продолжительный зимний период — главное препятствие для увеличения объема перевозок.

Объекты географических карт
Главными объектами физической карты мира являются материки, острова, океаны, моря и другие физические объекты. Ее формирование представляет собой длительный исторический процесс, отражающий представления людей о Земле. Разновидностями физической карты являются: карта полушарий, карты отдельных мате ...

Предмет, задачи и методы демографии. Значение изучения демографического развития стран
Слово "демография" образовано из двух греческих слов: "демос" — народ — и "графо" — пишу, то есть, если трактовать это словосочетание буквально, оно будет означать "народоописание", или описание населения. Но демография с самого начала своей истории никогда н ...

Рыбная ловля
Енисей, Хатанга и другие речные, а также связанные с ними озерные системы всегда привлекали людей значительными рыбными богатствами. Рыболовство началось здесь одновременно с образованием первых поселений. Но долгое время рыба добывалась лишь для собственных нужд немногочисленного населения, и толь ...