Характеристика металлургических баз России
Страница 1

Металлургические предприятия размещаются по территории страны не равномерно.

Группа металлургических предприятий, использующая рудные или топливные ресурсы и обеспечивающая главные потребности хозяйства страны в металле, называется основной металлургической базой.

В России имеются 3 действующие металлургические базы – Уральская, Центральная, Сибирская и формирующаяся – Дальневосточная.

Эти металлургические базы имеют существенные различия по сырьевым и топливным ресурсам, структуре и специализации производства, мощности его и организации, по характеру внутри- и межотраслевых, а также территориальных связей, уровню формирования и развития, роли в общероссийском территориальном разделении труда, в экономических связях с ближним и дальним зарубежьем. Отличаются эти базы и масштабами производства, технико-экономическими показателями производства металла и целым рядом других признаков.

Уральская металлургическая база – старейший и крупнейший центр черной металлургии в стране. В 1631 году начал действовать первый металлургический завод. Древесно-угольная металлургия преобладала до 1932 г., затем перешли на кемеровский кокс. В 1930 г. создана вторая основная угольно-металлургическая база – Урало-Кузнецкий комбинат. В средине 90-х гг. на неё приходилась большая часть отечественной добычи марганцевых и хромитовых руд, около 1/5 - руд железных, около половины - чугуна, стали, готового проката и стальных труб, производимых в стране, а также большая часть ферросплавов, выплавляемых в России. Качественный профиль уральской металлургии зависит от специфики местных сырьевых ресурсов. Урал - единственное место в стране, где получают особо качественный металл (природно-легированный, из древесно-угольного чугуна и т.д.)

Уральская металлургия (2/5 производства проката) частично пользуется собственной железной рудой, частично рудой КМА и Казахстана и полностью привозным технологическим и энергетическим топливом (кузнецкий и карагандинский уголь и западно-сибирский газ). Укрепление местной сырьевой базы происходит начатым освоением новых рудных месторождений. Подавляющую часть металла дают Магнитогорский, Ново - Тагильский, и другие комбинаты-гиганты, построенные в годы первых пятилеток (Урало-Кузнецкий комплекс).

К важным преимуществам Уральской базы можно отнести:

-высокую территориальную концентрацию основных производственных фондов;

-наличие самого высокого в стране контингента высококвалифицированных металлургов;

-широкую сеть средних и высших учебных заведений;

-большое число проектных и научно-исследовательских организаций металлургического профиля;

-наличие местного крупного потребителя в лице металлоёмкого

машиностроения;

-обилие в районе металлолома, являющегося хорошим подспорьем в пополнении сырьевой базы.

К основным недостаткам следует отнести:

-узость местной топливно-энергетичекой базы и в первую очередь отсутствие собственных коксующихся углей;

-напряжённый водный баланс;

-устаревшее оборудование отрасли.

Центральная металлургическая база – район раннего развития черной металлургии, где сосредоточены крупнейшие запасы железных руд. Развитие черной металлурги в этом районе базируется на использовании крупнейших месторождений железных руд Курской магнитной аномалии (КМА), а также металлургического лома и на привозных коксующихся углях – донецком, печорском и кузнецком.

В Центральном ФО добывается 45% общероссийской добычи железной руды (Новолипецкий, Новотульский заводы, передельные заводы), эта зона основана на главной в России (1/2 добычи) железорудной базе – Курской магнитной аномалии. В больших количествах используется металлический лом (скрап) Вследствие дефицита топлива и воды, распространения ценных земельных угодий (черноземы) сооружение и расширение комбинатов-гигантов здесь противопоказаны. Масштабы развития металлургического передела в Центральном районе значительно скромнее уральских (22% чугуна, 16% стали, 17% готового проката и 15% труб общероссийского производства).

Страницы: 1 2

Место железнодорожного транспорта в структуре единой транспортной системы
Понятие транспорта можно разделить на инфраструктуру, транспортные средства и управление. Инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т.д.), также транспортные узлы и ...

Методы исследования в ЭГ
Основным научно-теоретическим методом экономической географии является диалектический . Этот метод определяет общий подход к изучаемым явлениям, а также лежит в основе ряда специальных научных методов. Главной его особенностью является то, что он требует рассматривать все явления и процессы в их ра ...

Географическое положение и климат
Рис. 1. Карта Томской области. Томская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины и занимает площадь 316,9 тыс. кв. км. Областной центр - город Томск. Климатические условия южных и северных районов заметно отличаются. Почти вся территория области находится в пределах таежной зоны. ...