Характеристика металлургических баз России
Страница 1

Металлургические предприятия размещаются по территории страны не равномерно.

Группа металлургических предприятий, использующая рудные или топливные ресурсы и обеспечивающая главные потребности хозяйства страны в металле, называется основной металлургической базой.

В России имеются 3 действующие металлургические базы – Уральская, Центральная, Сибирская и формирующаяся – Дальневосточная.

Эти металлургические базы имеют существенные различия по сырьевым и топливным ресурсам, структуре и специализации производства, мощности его и организации, по характеру внутри- и межотраслевых, а также территориальных связей, уровню формирования и развития, роли в общероссийском территориальном разделении труда, в экономических связях с ближним и дальним зарубежьем. Отличаются эти базы и масштабами производства, технико-экономическими показателями производства металла и целым рядом других признаков.

Уральская металлургическая база – старейший и крупнейший центр черной металлургии в стране. В 1631 году начал действовать первый металлургический завод. Древесно-угольная металлургия преобладала до 1932 г., затем перешли на кемеровский кокс. В 1930 г. создана вторая основная угольно-металлургическая база – Урало-Кузнецкий комбинат. В средине 90-х гг. на неё приходилась большая часть отечественной добычи марганцевых и хромитовых руд, около 1/5 - руд железных, около половины - чугуна, стали, готового проката и стальных труб, производимых в стране, а также большая часть ферросплавов, выплавляемых в России. Качественный профиль уральской металлургии зависит от специфики местных сырьевых ресурсов. Урал - единственное место в стране, где получают особо качественный металл (природно-легированный, из древесно-угольного чугуна и т.д.)

Уральская металлургия (2/5 производства проката) частично пользуется собственной железной рудой, частично рудой КМА и Казахстана и полностью привозным технологическим и энергетическим топливом (кузнецкий и карагандинский уголь и западно-сибирский газ). Укрепление местной сырьевой базы происходит начатым освоением новых рудных месторождений. Подавляющую часть металла дают Магнитогорский, Ново - Тагильский, и другие комбинаты-гиганты, построенные в годы первых пятилеток (Урало-Кузнецкий комплекс).

К важным преимуществам Уральской базы можно отнести:

-высокую территориальную концентрацию основных производственных фондов;

-наличие самого высокого в стране контингента высококвалифицированных металлургов;

-широкую сеть средних и высших учебных заведений;

-большое число проектных и научно-исследовательских организаций металлургического профиля;

-наличие местного крупного потребителя в лице металлоёмкого

машиностроения;

-обилие в районе металлолома, являющегося хорошим подспорьем в пополнении сырьевой базы.

К основным недостаткам следует отнести:

-узость местной топливно-энергетичекой базы и в первую очередь отсутствие собственных коксующихся углей;

-напряжённый водный баланс;

-устаревшее оборудование отрасли.

Центральная металлургическая база – район раннего развития черной металлургии, где сосредоточены крупнейшие запасы железных руд. Развитие черной металлурги в этом районе базируется на использовании крупнейших месторождений железных руд Курской магнитной аномалии (КМА), а также металлургического лома и на привозных коксующихся углях – донецком, печорском и кузнецком.

В Центральном ФО добывается 45% общероссийской добычи железной руды (Новолипецкий, Новотульский заводы, передельные заводы), эта зона основана на главной в России (1/2 добычи) железорудной базе – Курской магнитной аномалии. В больших количествах используется металлический лом (скрап) Вследствие дефицита топлива и воды, распространения ценных земельных угодий (черноземы) сооружение и расширение комбинатов-гигантов здесь противопоказаны. Масштабы развития металлургического передела в Центральном районе значительно скромнее уральских (22% чугуна, 16% стали, 17% готового проката и 15% труб общероссийского производства).

Страницы: 1 2

Характеристика демографических процессов
Характер и интенсивность демографических процессов формируется посредством сложного механизма взаимодействия с социально-экономическими и природно-географическими условиями. С достижением определенного уровня развития неизбежно происходят серьезные качественные изменения в смертности, рождаемости, ...

Почвенно-бигеографические условия
Почвы Финляндии преимущественно подзолистые, они подвергаются выщелачиванию благодаря инфильтрации влаги, что является результатом замедленного поверхностного стока после обильного таяния снега в начале лета. Наиболее плодородные почвы, сформировавшиеся на послеледниковых морских глинах и илах в пр ...

Транспорт
Характерной чертой автомобильного транспорта является его концентрация – на долю Мадрида и Барселоны приходится 1/3 всего парка и межпровинциальных перевозок. Самая хорошая ситуация с автодорогами в Стране Басков. Одна из крупнейших автострад – «Берег Солнца» проходит по побережью Средиземного моря ...