Распаханность территории, продуктивность и состав сельскохозяйственных угодий
Страница 2

Различные виды антропогенной нагрузки на территорию (сельскохозяйственная, промышленная, транспортная, рекреационная и т.д.) приводят к нежелательным изменениям в ландшафтах, предотвращение которых требует значительных затрат.

Уровень и направление антропогенного воздействия территории Мядельского района на разные виды антропогенной нагрузки оценены в характеристиках эколого-хозяйственного состояния территории. Оценка эколого-хозяйственного состояния территории начиналась с проведения классификации земель района, которая дала возможность определить степень антропогенной нагрузки (табл. 2.1.3). Для определения степени антропогенной нагрузки всех категорий и видов земель вводятся экспертные оценки по четырехбалльной шкале, показывающие относительную степень антропогенной нагрузки.

Таблица 2.1.3

Характеристика степени антропогенной нагрузки земель и их классификация по степени антропогенной нагрузки

Степень антропогенной нагрузки

Балл оценки антропогенной нагрузки

Группы земель

Высшая

4

Земли инфраструктуры

Значительная

3

Пашня

Средняя

2

Культурные и улучшенные кормовые угодья

Низшая

1

Земли естественных урочищ (под естественным покровом)

Введение в упорядоченную схему классификации земель района - является первой задачей характеристики эколого-хозяйственного состояния территории района. Вторая задача – это оценка степени всех параметров классификационной системы.

Каждому виду земель соответствует определенная балльная оценка, по которой земли объединены в однородные группы.

1 балл – древесно-кустарниковая растительность, болота, земли расположенные под водой;

2 балла – земли, занятые под сенокосами, пастбищами;

3 балла – пахотные земли;

4 балла – техногенно нарушенные земли, земли под постройками и дворами, земли под дорогами, земли под площадями, улицами и т.д.

Группировка земель по степени антропогенной нагрузки позволяет оценить антропогенную преобразованность территории района коэффициентом относительной (Ко) напряженности эколого-хозяйственного состояния территории. Под которым понимается отношение площади земель с низкой антропогенной нагрузкой к площади земель с высокой антропогенной нагрузкой.

Ко = (Р1+Р2) / (Р3+Р4),

где Р1+Р2 – земли с антропогенной нагрузкой в 1 и 2 балла, Р3+Р4 – земли с антропогенной нагрузкой в 3 и 4 балла.

Эколого-хозяйственное состояние территории характеризуется коэффициентом относительности (Ко), так как при этом охватывается преобладающая часть анализируемой территории. Снижение напряженности эколого-хозяйственного состояния землепользования характеризуется увеличением значения коэффициентов, а при Ко равном или близким к 1 (табл. 2.1.4), эколого-хозяйственное состояние территории оказывается сбалансированным по степени антропогенной нагрузки и по потенциалу устойчивости природы. Эколого-хозяйственное состояние землепользования характеризуется данными, приведенными в таблице 2.1.5.

Таблица 2.1.4

Интенсивность антропогенной нагрузки и значение коэффициента относительности

Интенсивность (уровень) антропогенной нагрузки

Значение коэффициента напряженности ЭХС территории

Ко

Максимальная

0 – 1,0

Повышенная

1,1 – 2,0

Пониженная

2,1 – 3,0

Минимальная

> 3,1

мядельский антропогенный геоэкологический

Таблица 2.1.5

Площади земель и коэффициент относительности эколого-хозяйственного состояния земель в хозяйствах Мядельского района

Наименование хозяйств

Пахотные земли

Луговые земли

Земли под древесно-кустарниковой растительностью

Земли под болотами

Земли под водами

Земли под дорогами

Земли под застройками

Нарушенные земли

Ко

СХФ ОАО «Мядельагросервис»

1341.0

2668.0

30.60

111.00

101.00

54.00

55.00

1.00

2,005

ОАО «Сватки»

2011.96

2435.0

33.00

52.000

134.00

85.00

85.00

1.00

1,215

ОАО «Занарочанский»

1485.0

1356.09

172.00

27.000

61.000

42.000

65.0

1.00

1,03

ОАО «Лукьяновичи»

39.0

2294.00

114.00

132.00

59.000

39.000

33.000

-

23,41

ОАО «Слободская заря»

2161.0

1613.00

798.00

285.00

101.00

61.00

73.00

2.00

1,21

ГП «ГабыАгро»

1643.0

2214.0

42.000

3.00

5.00

3.0000

46.00

-

1,33

ОАО «Зани»

690.0

1587.00

5.0000

3.0000

92.00

31.00

30.00

-

2,24

УП «Теплосети»

1413.0

1267.00

153.00

35.00

62.00

44.00

43.00

1.00

1,01

ОАО

«Межозерный край»

1747.0

1717.00

298.00

60.00

95.00

46.00

64.00

-

1,16

СКП «Беларус»

1824.0

1339.00

212.00

114.00

93.00

60.00

35.00

1.00

0,91

ОСП «Узлянка»

1353.0

1805.00

432.00

25.00

84.00

45.00

33.00

2.00

1,63

ОАО «Свирский край»

3260.0

2549.00

347.00

205.00

145.00

90.40

93.50

1.00

0,94

ОАО «Нарочанская нива -2004»

178.00

1147.00

81.00

5.00

85.00

53.00

46.00

1.00

0,01

ОАО «Будславский»

2251.0

2013.00

7.00

95.00

163.00

61.00

49.00

1.00

0,96

РСУПП п/ф «Новая заря»

4391.0

3088.00

78.00

20.00

89.00

110.00

116.00

2.00

0,70

СК «Брусы»

383.0

78.00

42.00

3.00

5.00

3.00

46.00

-

0,29

ОРХ «Нарочь»

640.0

709.00

560.00

139.00

16.00

32.00

30.00

-

2,02

ПСХ «МАПЭ»

1283.0

1127.00

331.00

128.00

55.000

12.60

35.00

1.00

1,23

СХФ «Дягили»

1175.0

1525.00

1171.00

114.00

82.000

34.000

51.00

-

2,29

Всего по хозяйствам

3026.89

32531.09

4903.60

1556.00

1527.00

906.00

1028.50

16.00

2,27

Страницы: 1 2 3

История исследования природы
Система низко- и средневысотных горных хребтов Урала протянулась вдоль восточных окраин Русской (Восточно-Европейской) равнины в субмеридиональном направлении от побережья Северного Ледовитого океана до южных границ России. Этот горный хребет, каменный пояс («урал» в переводе с тюркского и означает ...

Самарская область
Площадь - 53,6 тыс. кв.км. Административное деление: 27 районов, 11 городов, 24 поселка городского типа и 324 села. Основные города: Самара, Тольятти, Новокуйбышевк, Чапаевск, Похвистнево. Область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в среднем течении Волги, где она делает дугоо ...

Размещение авиатранспортных узлов
Воздушный транспорт России имеет разветвленную сеть международных, внутренних - транзитных (на большие расстояния) и местных авиалиний. Крупнейшим узлом международных и внутренних авиалиний является Москва, на долю которой приходится более 30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом стран ...