Экономическое развитие Красноярска после Великой Отечественной войны
Страница 2

С развитием химии, радиотехники, электроники и др. отраслей промышленности возросла потребность в изделиях из благородных металлов Так. производство качественных оптических стекол, прежде всего для оборонной промышленности, требовало применения чистой платины. Для завершения комплексной переработки сложных руд Норильского месторождения в Красноярске создано аффинажное производство. Еще в годы войны были аффинированы платина и палладий из норильских шламов. затем получен рутений и осмий. Но до современного уровня качества было еше далеко.

Ускоренное строительство новых предприятий увеличило потребности города в электроэнергии. Красноярская ТЭЦ, требовала реконструкции. Ее первый директор П. В. Юренский осознавал, что КрасТЭЦ в годы войны была пущена в эксплуатацию со значительным количеством недоделок. Не хватало производственных мощностей, специалистов и квалифицированных рабочих. Местный уголь требовал особого подхода, неправильное его использование приводило к взрывам. Город ощущал постоянные перебои в электро- и теплоснабжении. Так, из-за ограничений в снабжении электроэнергией простои на комбайновом заводе составили более 22 тыс. часов.

Конверсия промышленности вызвала разрыв сложившихся народнохозяйственных связей и падение объемов производства. Предприятия имели ограниченные производственные площади, отсутствовала ремонтно-механическая база. Судьбу большинства предприятий решали не машины, а люди. Все трудоемкие работы производились вручную. В стадии становления находилась промышленность строительных материалов. Были построены 2-я и 3-я очереди цементного завода. Но завод был пущен в эксплуатацию с большими недоделками, работая лишь на части своей проектной мощности[4].

Наметились значительные диспропорции в различных отраслях промышленности. Реконструкция предприятий легкой и пищевой промышленности началась сразу же после войны, но и к концу 40-х г. объем продукции легкой и пищевой промышленности не достиг довоенного уровня. Она попросту находилась в застое, не увеличивались капиталовложения, не обновлялось оборудование. Положительные изменения были отмечены лишь в производстве кожаной обуви (за 1945-1950 гг. выросло в 2.5 раза), но и оно испытывало постоянный дефицит в поставке стелек и подошв. Ослабить проблему нехватки ширпотреба могли бы промышленные артели и кустарные мастерские. Однако ассортимент производившихся ими товаров был слишком ограничен (металлические ложки, поварешки, сапожные косячки, детские кроватки, коляски, трехколесные велосипеды, детские игрушки). Благодаря самоотверженному труду красноярцев планы 4-й пятилетки в основном были выполнены. Страна ежегодно получала десятки миллионов сверхплановых накоплений. Однако форсированный рост тяжелой промышленности был достигнут за счет развития производства потребительских товаров и в ущерб ему[5].

В связи с быстрым вводом в строй промышленных предприятий резко ухудшилась экологическая обстановка. Ежесуточно на город выбрасывалось до 200 тонн золы, цементной пыли и отходов''. Большинство предприятий имело слабые очистительные сооружения. Не менее болезненными были вопросы водоснабжения и канализации. Город не имел мощного коллектора. В ненастье грязевые потоки превращались в "горную" речку в центре Красноярска и стекали в Енисей.

Медленно шло строительство транспортных магистралей. В условиях активной промышленной и гражданской застройки правого берега городу жизненно необходим был коммунальный мост через Енисей. Правый берег расстраивался, и многие предприятия возводились именно здесь. Эксплуатация деревянного понтонного моста ежегодно обходилась городской казне в 1 млн. руб. Через железнодорожный мост ходили два пригородных поезда, "Матаня" и "Ученик", забитые до отказа. По левому берегу лишь в 1947 г. была пущена в эксплуатацию двенадцатикилометровая узкоколейная дорога Бадалык-Красноярск, обеспечивавшая подвоз людей к месту работы.

Страницы: 1 2 

Транспорт
В Украине развиты все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный, трубопроводный. Главную роль играет железнодорожный транспорт. На него приходится 45% всего грузооборота, т.е. он перевозит 45% всех грузов. Перевозить грузы по железной дороге гораздо дешевле, чем на ...

Основные факторы экологической дестабилизации природной среды на территории Мядельского района
Качество поверхностных и подземных вод определяется их химическими свойствами, складывающимися под влиянием природных и антропогенных факторов. К природным факторам относятся гидрометеорологические и гидрогеологические условия, характер почвенного и растительного покрова и др. Они определяют естест ...

Тенденции развития минерально-сырьевой базы РК
В последние годы в условиях весьма малого объема геологоразведочных работ в динамике состояния МСБ РК обозначились и нарастают тенденции невосполнения погашаемых запасов, общего уменьшения их количества и ухудшения качества. Практически по всем важнейшим полезным ископаемым (за исключением железа и ...