Становление Красноярска как промышленного центра
Страница 1

Пятая и шестая пятилетки стали важным этапом в ускоренном развитии производительных сил Сибири. По решению правительства СССР Красноярск был отнесен к городу республиканского подчинения. Осуществление курса на форсированное индустриальное освоение Сибири, продвижение в необжитые восточные районы вызвало необходимость создания новой формы промышленного развития - территориально-производственного комплекса, который связывал в единую цепочку предприятия различных отраслей.

В качестве приоритетных задач называлось развитие черной и цветной металлургии. нефтяной и химической промышленности, наращивание мощностей в машиностроении, капитальное строительство и многое другое. Все это требовало немедленного создания фундаментальной строительно-индустриальной базы Красноярска[6].

Решение поставленных задач началось с модернизации производства. Вводились новые технологии, снималось с производства морально устаревшее и малопроизводительное оборудование. Появились новые важные отрасли производства.

Пятая пятилетка была успешной по развитию черной и цветной металлургии. Технологию выпуска качественных сталей путем нового электрометаллургического процесса освоил первенец черной металлургии завод "Сибэлектросталь". В городе его называли "Минчермег" или "почтовый ящик № 138". Научные разработки велись совместно с учеными Центрального научно-исследовательского института черной металлургии. Уральским и Томским политехническим. Московским энергетическим и Томским физико-техническим институтами. Активно осваивались технологии выплавки сталей с применением кислорода. Благодаря предельной концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов была получена шарикоподшипниковая сталь, которая увеличивала ресурс двигателя самолета Ил-18 в 5 раз. К концу 6-й пятилетки завод превратился в мощную экспериментальную базу черной и цветной металлургии на востоке страны.

На новый уровень промышленного производства вышел Красноярский завод цветных металлов. Огромный вклад в его развитие внесли руководители и специалисты предприятия. Они строили завод, растили кадры, расширяли производство, совершенствовали технологию. С 1945 по 1955 г. директором завода был назначен Н. Д. Кужель, который имел солидный опыт работы на пирометаллургических процессах в Норильске и на Урале. Это ему принадлежала идея перед аффинажем подвергать норильское сырье пирометаллургической обработке для получения большего количества драгоценных металлов. Благодаря профессору И. Я. Башилову на заводе была создана мощная научно-экспериментальная база, внедрена новейшая техника и передовая технология[7].

Не менее сложные задачи были поставлены перед красноярскими машиностроителями. Развитие нефтехимии, изменение в топливно-энергетическом балансе требовало новых энергоносителей, материалов и оборудования. С 1950 г. "Снбтяжмаш" прекратил выпуск паровозов и перешел на изготовление оборудования для нефтеперерабатывающей промышленности. В сжатые сроки впервые в СССР было налажено производство тяжелых мостовых электрических кранов грузоподъемностью в 250 и более тонн. Конструкторы облегчили их, упростили изготовление и увеличили надежность в работе. Был освоен выпуск сложного по конструкции и трудоемкости вагона-перегружателя (рудная трансферкара). Всего на предприятии изготавливали 93 вида вращающихся печей и 25 видов мельниц. Продукция предприятия заинтересовала зарубежных партнеров. Первым крупным зарубежным заказом для металлургического завода в индийском городе Бхилаи занималось крановое бюро "Сибтяжмаша"во главе с Ф. С. Зотовым. В 1954-1961 гг. в Польшу, Венгрию, КНДР, Монголию и на Кубу было отгружено 93 крана, 9 печей и мельниц[8].

Страницы: 1 2 3 4

Краткая история становления демографии
Слово "демография" образовано из двух греческих слов: "демос" - народ - и "графо" - пишу, то есть, если трактовать это словосочетание буквально, оно будет означать "народоописание", или описание населения. Но демография с самого начала своей истории никогда н ...

Латинская Америка
Страны Латинской Америки в большинстве своем бывшие колонии Испании и Португалии, получившие независимость в начале XIX в. В состав региона входит 46 стран и территорий, в том числе 33 суверенных развивающихся государства, общей площадью 21 млн км2. Протяженность территории с севера на юг от границ ...

Инфраструктура
На долю транспортной отрасли приходится 20,4% объема валового регионального продукта края. Объем услуг в отрасли в 2003 году превысил 63 млрд. рублей. За период 2000-2003 года перевезено более 335 млн. тонн грузов и почти 3 млрд. пассажиров. ...