Становление Красноярска как промышленного центра
Страница 1

Пятая и шестая пятилетки стали важным этапом в ускоренном развитии производительных сил Сибири. По решению правительства СССР Красноярск был отнесен к городу республиканского подчинения. Осуществление курса на форсированное индустриальное освоение Сибири, продвижение в необжитые восточные районы вызвало необходимость создания новой формы промышленного развития - территориально-производственного комплекса, который связывал в единую цепочку предприятия различных отраслей.

В качестве приоритетных задач называлось развитие черной и цветной металлургии. нефтяной и химической промышленности, наращивание мощностей в машиностроении, капитальное строительство и многое другое. Все это требовало немедленного создания фундаментальной строительно-индустриальной базы Красноярска[6].

Решение поставленных задач началось с модернизации производства. Вводились новые технологии, снималось с производства морально устаревшее и малопроизводительное оборудование. Появились новые важные отрасли производства.

Пятая пятилетка была успешной по развитию черной и цветной металлургии. Технологию выпуска качественных сталей путем нового электрометаллургического процесса освоил первенец черной металлургии завод "Сибэлектросталь". В городе его называли "Минчермег" или "почтовый ящик № 138". Научные разработки велись совместно с учеными Центрального научно-исследовательского института черной металлургии. Уральским и Томским политехническим. Московским энергетическим и Томским физико-техническим институтами. Активно осваивались технологии выплавки сталей с применением кислорода. Благодаря предельной концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов была получена шарикоподшипниковая сталь, которая увеличивала ресурс двигателя самолета Ил-18 в 5 раз. К концу 6-й пятилетки завод превратился в мощную экспериментальную базу черной и цветной металлургии на востоке страны.

На новый уровень промышленного производства вышел Красноярский завод цветных металлов. Огромный вклад в его развитие внесли руководители и специалисты предприятия. Они строили завод, растили кадры, расширяли производство, совершенствовали технологию. С 1945 по 1955 г. директором завода был назначен Н. Д. Кужель, который имел солидный опыт работы на пирометаллургических процессах в Норильске и на Урале. Это ему принадлежала идея перед аффинажем подвергать норильское сырье пирометаллургической обработке для получения большего количества драгоценных металлов. Благодаря профессору И. Я. Башилову на заводе была создана мощная научно-экспериментальная база, внедрена новейшая техника и передовая технология[7].

Не менее сложные задачи были поставлены перед красноярскими машиностроителями. Развитие нефтехимии, изменение в топливно-энергетическом балансе требовало новых энергоносителей, материалов и оборудования. С 1950 г. "Снбтяжмаш" прекратил выпуск паровозов и перешел на изготовление оборудования для нефтеперерабатывающей промышленности. В сжатые сроки впервые в СССР было налажено производство тяжелых мостовых электрических кранов грузоподъемностью в 250 и более тонн. Конструкторы облегчили их, упростили изготовление и увеличили надежность в работе. Был освоен выпуск сложного по конструкции и трудоемкости вагона-перегружателя (рудная трансферкара). Всего на предприятии изготавливали 93 вида вращающихся печей и 25 видов мельниц. Продукция предприятия заинтересовала зарубежных партнеров. Первым крупным зарубежным заказом для металлургического завода в индийском городе Бхилаи занималось крановое бюро "Сибтяжмаша"во главе с Ф. С. Зотовым. В 1954-1961 гг. в Польшу, Венгрию, КНДР, Монголию и на Кубу было отгружено 93 крана, 9 печей и мельниц[8].

Страницы: 1 2 3 4

Культурное строительство в Красноярске
Бурное развитие промышленности и подъём благосостояния населения обеспечивали условия для введения всеобщего обязательного неполного среднего образования. Одновременно стало больше учеников старших классов. Менялась социальная роль полного среднего образования. До середины пятидесятых годов выпускн ...

Факторы, влияющие на формирование транспортной сети железных дорог
Следует различать факторы, влияющие на формирование транспортной сети железных дорог, и факторы, влияющие на ее состав. Современная техника позволяет прокладывать железные дороги в любых районах, однако строительство и эксплуатация дорог в горах значительно дороже, чем на равнинах. Около 70% железн ...

Некоторые крупные и разрушительные торнадо (смерчи)
Самый страшный «смерч Трех Штатов» 1925 г. В Америке унес почти 700 жизней и ранил более 2000 человек. Он прошёл через штаты Миссури, Иллинойс и Индиана, проделав путь в 350 км за 3,5 часа. Диаметр его расплывчатой воронки колебался от 800 м до 1,6 км. Рекордом времени существования смерча можно сч ...