Культурное строительство в Красноярске
Страница 1

Бурное развитие промышленности и подъём благосостояния населения обеспечивали условия для введения всеобщего обязательного неполного среднего образования. Одновременно стало больше учеников старших классов. Менялась социальная роль полного среднего образования. До середины пятидесятых годов выпускники средних школ почти полностью поглощались вузами. Затем утвердилась иная тенденция. К 1962 г. в городе появилось одиннадцать школ с производственным обучением. До половины выпускников школ поступали в институты, остальные вливались в народное хозяйство. Образованную молодежь привлекали предприятия высокого технического уровня, с хорошими условиями для получения престижных рабочих профессий и социально-культурной базой[20].

Красноярск гордился своими замечательными педагогами. А. М. Телегина - Почетный гражданин Красноярска, кропотливо приобщала детей к творчеству В. И. Сурикова, одной из первых она была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Труды Г. А. Победоносцева в области практической педагогики были хорошо известны и за пределами края. Заслуженный учитель школы РСФСР В. А. Сиротинин был известен во всей стране как основатель метода коллективного способа образования, применение которого способствовало более высокой успеваемости. В 1945 г. он стал отличником народного просвещения. В. В, Алдонина создала авторскую школу с научно-обоснованной методикой управления образования, она была награждена медалями "За доблестный труд", "За трудовое отличие". По правилу "делать максимум из того, что делать в силах" работали учитель истории А. И. Сосновский, Е. К. Шалаева - организатор первых математических классов в городе и многие другие.

Бурное развитие городской экономики с каждым годом требовало всё больше квалифицированных специалистов. География высшего образования в стране оказалась в противоречии с размещением производительных сил. В 1955 г. в Одессе насчитывалось 17 вузов, Саратове - 11, Новосибирске - 10. Томске - 6, Иркутске - 8, а в Красноярске - 4. Выпускники высших учебных заведений из центральных областей страны слабо адаптировались в Сибири.

Перед высшим образованием Красноярска встали задачи большого масштаба - резко увеличить численность студентов, обеспечить структурные сдвиги за счет создания новых институтов, факультетов, специальностей, отвечавших потребностям развития края. В городе успешно развивались ранее созданные вузы и появились четыре новых. Численность студентов возросла в четыре раза и насчитывала в 1960г. 18 300 человек.

Существенно выросла учебная база в Красноярском педагогическом институте. Если в первый послевоенный год в нем было четыре факультета, то уже в пятидесятые годы добавилось еще два иностранных языков и географический. В институте действовало 13 кафедр, библиотека, книжный фонд которой насчитывал 110 тысяч книг, и биологический музей.

Пятидесятые годы ознаменовались для Красноярского педагогического института структурной реорганизацией. Прекращает существование выполнивший свою миссию учительский институт. Создается факультет физики и основ производства. Выделились кафедра немецкого языка и единственная в Среднесибирском регионе кафедра экономической географии, возглавляемая В. Г. Пальминым. В 1957 г. Красноярскому педагогическому институту была присвоена первая категория, а через год вуз получил право создать совет и принимать к защите кандидатские диссертации по педагогике, истории педагогики, русскому языку, физике, зоологии и ботанике[21].

Исключительную роль в развитии красноярской науки сыграл Л. В. Киренский. потомок служилых казаков, основавших Якутский острог, и орловских переселенцев. Он закончил МГУ и защитил в Москве кандидатскую диссертацию. В Красноярск Киренский приехал с намерением создать свою школу магнитологов. Свыше десяти лет электромагнитная лаборатория, созданная Киренским в педагогическом институте, являлась лучшей в стране. Здесь готовились приборы для сортировки стали, алюминиевых сплавов, которые использовались на предприятиях многих городов СССР. Киренский в 1950 г. стал первым в Красноярском крае доктором физико-математических наук. Вместе со старшим преподавателем А. Я. Власовым он открыл и описал новое явление, которое назвали температурным гистерезисом магнитострикции. Это открытие вызвало широкий резонанс в научных кругах страны и мира. Благодаря Киренскому в городе появился Институт физики, университет. Красноярский филиал СО АН СССР. Он стал академиком АН СССР, получил звание Героя Социалистического Труда, трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР. В Красноярске есть улица Киренского, его имя носит Институт физики, по Енисею ходит теплоход "Академик Киренский"[22].

Страницы: 1 2 3

Наземные источники загрязнения
Развитие производственной сферы таит в себе источники антропогенного воздействия на окружающую среду, отрицательные последствия которых в значительной степени усугубляются в последние десятилетия интенсивным поднятием уровня Каспийского моря. Специфической особенностью этого региона является также ...

Диагностика комплексности хозяйства региона
Под комплексностью хозяйства региона понимается взаимосвязанное согласованное развитие производств и объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающее формирование оптимальной пропорциональности экономики региона с точки зрения наиболее рационального использования имеющихся ресурсов и с позиций те ...

Теоретические основы рационального островопользования
Своеобразным материальным предметом познания и освоения для человека издавна являлась изолированная водой островная суша. Пополнение знаний о природе островов привело к определению островов − океанических и морских, как изолированных участков суши, обладающих меньшей величиной в сравнении с м ...