Ресурсы и факторы развития КНР
Страница 1

Главные факторы феноменального роста китайской экономики следующие.

Первый фактор – эффективная роль государства в экономике, которое активно влияло и влияет на протекающие процессы на всех этапах экономической реформы. В китайской теории реформ для обозначения роли государства употребляется термин «комплексная система макроэкономического контроля, осуществляемая за счет экономических рычагов». Китайские руководители постепенно шаг за шагом по мере назревания необходимости строили рынок (институты, конкуренцию, частную собственность) и параллельно поддерживали и модернизировали госпредприятия.

Сторонники «шоковой терапии», включающей в себя четыре основных элемента: либерализация цен, либерализация внешней торговли и валютного курса, разгосударствление и приватизация госпредприятий, проведение безинфляционной макроэкономической политики, считают, что этого достаточно для быстрого выравнивания структуры цен до мирового уровня и строительства рыночных институтов, а дальше рынок будет сам регулировать экономические процессы. Последователи шоковой модели понимают, что приватизация госпредприятий неизбежно будет вести к росту безработицы до тех пор, пока частный сектор не начнет абсорбировать избыточную рабочую силу. Поэтому чем короче будет переходный период, тем скорее, по мнению сторонников «шоковой терапии», настанет стабилизация экономики. Например, Джеффри Сакс аргументировал это так: «если вы собираетесь отрезать коту хвост, то лучше сделать это одним махом, чем резать кусочками». Считается, что, так как боль будет кратковременной, политическая оппозиция реформам скоро погаснет, так и не успев привести к отмене реформ.

Китайские сторонники «градуализма» утверждают, что четыре вышеупомянутых элемента «шоковой терапии» не обязательно вводить одновременно и мгновенно. Они считают, что процесс должен проходить постепенно, сектор за сектором, растягиваясь на многие годы, и в это время (до запуска рыночного автопилота) роль государства исключительно велика. «Градуалистский» подход может быть охарактеризован четырьмя принципами. Во-первых, ценовая реформа может быть неполной и постепенной (система параллельных цен в Китае). Во-вторых, появление иностранных конкурентов на внутреннем рынке должно быть постепенным, чтобы не привести к краху национальной промышленности. В-третьих, приватизация госпредприятий не необходима на первом этапе реформ, а частная собственность может развиваться не вместо государственной, а вместе. В-четвертых, переход к рыночной экономике может осуществляться без чрезмерно жесткой макроэкономической политики: «денежно-кредитная политика может быть не жесткой или мягкой, а поддерживающей необходимых, важен порядок (приоритеты) реформ, синхронизация означает не одновременость всех реформ, а их последовательное взаимовлияние. В Китае сельская реформа предшествовала городской, ценовая – реформе собственности и имущественных прав. В то же время нельзя, чтобы отдельные звенья реформ слишком опережали другие, а некоторые, наоборот, отставали.

В зависимости от этапа формирования рыночных механизмов изменялись функции китайского государства и особенно формы их реализации. Прямые методы управления заменялись косвенными, директивное планирование – индикативным планированием и прогнозированием, центр тяжести государственного вмешательства носился с микроэкономического уровня на уровень макроэкономического регулирования и, главное, административные методы регулирования экономических процессов заменялись рыночными.

Анализ показывает, что существовавшая на всех этапах китайских реформ система госуправления была адекватна задачам экономической модернизации страны, что позволило превратить Китай в современное мощное государство.

Второй фактор – значительные ресурсы рабочей силы при постоянном повышении их качества и невысокой зарплате (избыточная рабочая сила на рынке труда позволяла и позволяет удерживать заработную плату на низком уровне). Физический рост населения и перемещение рабочей силы из трудоизбыточных районов в новые точки роста обеспечивали в период 1978–1988 гг. около трети прироста ВВП. [4]

Страницы: 1 2

Становление Красноярска как промышленного центра
Пятая и шестая пятилетки стали важным этапом в ускоренном развитии производительных сил Сибири. По решению правительства СССР Красноярск был отнесен к городу республиканского подчинения. Осуществление курса на форсированное индустриальное освоение Сибири, продвижение в необжитые восточные районы вы ...

Межмуниципальное взаимодействие – мэры городов республики.
Взаимодействие с федеральными органами – Президент. Международные и межрегиональные связи – Президент, Министерство внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства РБ. Стратегическое развитие - Центр стратегических разработок при президенте РБ. По классификации управленческих систем, Баш ...

Проблемы совершенствования и регулирования расселения
Для развития застройки представляется возможным применение одного из трех основных направлений развития территории населенных пунктов: 1) освоение под застройку прилегающих к существующим границам населенного пункта территорий (с изменением границы населенного пункта); 2) уплотнение и упорядочение ...