Регионоведение в Московской области

Московская область (Подмосковье) – субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр Московской области – город Москва.

Площадь области – 44 379 км2; по этому показателю область занимает 57-е место в стране. Население области составляет 7 048 084 чел. (2013).

Область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины в бассейне рек Волги, Оки, Клязьмы, Москвы. Граничит на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке и востоке – с Владимирской, на юго-востоке – с Рязанской, на юге – с Тульской, на юго-западе – с Калужской, на западе – со Смоленской областями, в центре – с городом федерального значения Москвой. Также существует небольшой северный участок границы с Ярославской областью.

Московская область образована 14 января 1929 года. Исторически области предшествовала Московская губерния, образованная в 1708 году. Область была образована 14 января 1929 года как Центрально-Промышленная область в ходе укрупнения единиц административного-территориального деления РСФСР, а 3 июня 1929 года была переименована в Московскую область.

Административно область состоит из 36 районов, 31 города областного подчинения и 5 закрытых административно-территориальных образований.

Московская область по уровню промышленного потенциала уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу (с областью). Машиностроение представлено производством разнообразного оборудования (металлорежущих станков, текстильных машин), тепловозов, сельскохозяйственных машин, автобусов, электротехнических изделий, приборов, фотоаппаратов, швейных машин и т.д. В числе основных предприятий области – коломенские заводы (тепловозостроительный и тяжелого станкостроения), ПО «Электростальтяжмаш», «Метровагонмаш», Подольский аккумуляторный завод, Люберецкий сельхозмашин им. Ухтомского, Ликино-Дулевский автобусный, а также предприятия в Дмитрове, Загорске, Климовске и др.

В химическом комплексе производятся минеральные удобрения, серная кислота, синтетические смолы, химические волокна и нити, краски. Ведущие предприятия: воскресенское ПО «Минудобрения», клинское и мытищинское ПО «Химволокно», Загорский лакокрасочный завод, а также предприятия Щелкова, Орехова-Зуева и др.

Основные центры текстильной промышленности – старейшей отрасли специализации – Орехово-Зуево, Ногинск, Павловский Посад, Егорьевск, Серпухов, Наро-Фоминск. Производят хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые ткани и трикотаж.

Промышленность стройматериалов производит цемент, кирпич, железобетонные конструкции, асбоцементные трубы.

В пищевой индустрии города особенно развиты мясо-молочная, кондитерская, хлебопекарная, парфюмерно-косметическая и другие отрасли. Столица имеет мощную полиграфическую промышленность.

Интенсивное сельское хозяйство пригородного направления специализируется на возделывании картофеля и овощей, а в животноводстве – на производстве молока и яиц.

На каждого занятого в сельскохозяйственном производстве области приходится в 5 раз больше населения, чем в среднем по республике.

Научно-техническая революция сделала типичными для Подмосковья городскими поселениями центры науки: Дубна, Пущино, Протвино, Черноголовка, Менделеево, Троицк и др.

Предприятия и организации области поставляют продукцию для экспорта практически во все страны Восточной Европы, а также в Африку, Азию, страны Западной Европы.

Инфраструктура Томской области
Автомобильные дороги. 6042 км — протяженность дорог с твердым покрытием; два районных центра (Александровское, Белый Яр) и два города (Стрежевой и Кедровый) не соединены с Томском дорогами с твердым покрытием; в ноябре-марте для завоза грузов на север области используются «зимники» (зимние дороги). ...

Рыбное хозяйство
Наибольшего расцвета рыбная промышленность Дальнего Востока достигла в 70-80 годы. В то время на его долю приходилась почти 1/3 общесоюзного улова рыбы, добычи морского зверя и морепродуктов. В наше время ситуация нисколько не ухудшилась, сейчас дальневосточные моря дают около 60% добычи рыбы в Рос ...

Транспортный комплекс Липецкой области
Транспортный комплекс Липецкой области является важнейшей составной частью социальной и производственной инфраструктуры региона. Его устойчивое функционирование является одним из необходимых условий подъема экономики области. Без его надежной работы невозможно обеспечить социально-экономическое бла ...