Комплексное физико-географическое описание
Страница 10

Кроме названных цветов можно употреблять и другие: коричневый, палевый или, например, ржавый, кирпичный, шоколадный. Желательно иметь в экспедиции образцы цветовых шкал Манселла.

Влажность

почвы записывают после (или до) характеристики цвета, так как цвет почвы меняется при разном увлажнении. За основу можно принять следующие градации: сухая почва - пылит; свежая - не пылит, слегка холодит руку; влажная - обнаруживает признаки влажности, сжимается рукою в комки, бумага, приложенная к почве, быстро сыреет; сырая - увлажняет руку и прилипает к ней; мокрая - из стенок шурфа сочится вода.

Рекомендуется также отмечать погодные условия в момент описания и незадолго до того. Например, «ясная погода, накануне был сильный дождь» или «ясная погода, неделю не было дождя».

Механический состав

при описании почвенного разреза определяется обычно пробой на скатывание. Для этого пробу (при необходимости) слегка увлажняют. Существуют следующие градации механического состава: глинистый, суглинистый, супесчаный, песчаный. Остается добавить скелетный, когда проба состоит из обломков плотных пород (хряща, щебня, гальки, валунов), смешанных с мелкоземом. Если отбросить крупные (скелетные) частицы, то остальная почвенная масса обнаруживает свойства одной из перечисленных выше групп.

Суглинки делятся на легкие, средние и тяжелые. Последние приближаются к глинам и могут давать очень тонкие и острые концы шнура, которые при скатывании долго крутятся, не отрываясь от основной массы. Для средних суглинков характерны более тупые концы шнура и меньшая пластичность. Легкие суглинки дают короткий шнур с рваными концами, слабо пластичный.

Вязкость и пластичность глины, сыпучесть песка также относятся к характеристике механического состава.

Структура почвы

— ее способность распадаться на отдельности определенной формы. Очень хорошо прослеживается при рытье шурфа, когда сбрасываемый с лопаты материал рассыпается мелкими зернами, угловатыми комочками, плитками, глыбами и т.д.

Обычно для определения структуры берут из каждого горизонта ножом или лопатой куски почвы и, подбрасывая их на ладонях или разламывая при слабом нажатии, смотрят, какую форму и какие размеры имеют образовавшиеся отдельности и насколько они прочны. Структуру можно рассмотреть и при препарировании стенки шурфа, а также в выбросах из него и в отложенных для просмотра образцах.

Ниже приводится развернутый перечень типов почвенных структур с указанием размерностей почвенных агрегатов. Начинающим полевые исследования необходимо иметь его при себе и не экономить время на измерение структурных отдельностей. С приобретением опыта необходимость в этом отпадает.

Типы почвенных структур

I тип. Структурные отдельности развиты равномерно по всем трем перпендикулярным осям (общая форма отдельностей округло-многогранная).

А. Грани и ребра выражены неясно, отдельности плохо оформлены Структура Диаметр отдельностей, см

Глыбистая

крупноглыбистая более 10

мелкоглыбистая 10 - 5

крупнокомковатая 5 - 3

Комковатая

среднекомковатая 3 - 1

мелкокомковатая 1 – 0,5

Б. Грани и ребра хорошо выражены, отдельности ясно оформлены

Структура Диаметр отдельностей, мм

крупноореховатая 20 - 10

Ореховатая ореховатая 10 - 7

мелкоореховатая 7 - 5

Зернистая

крупнозернистая 5 - 3

зернистая 3 - 1

пороховидная 1 – 0,5

II тип. Структурные отдельности более развиты по вертикальной оси (общая форма отдельностей призмовидная, вытянутая вверх).

А. Верхушки отдельностей закруглены

Структура Поперечник отдельностей, см

крупностолбчатая более 5

Столбчатая столбчатая 5 - 3

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Расчёт значений коэффициентов территориальной концентрации ВРП ЦЧЭО в 2005-2008 гг.
По состоянию на 2005-2008 гг. регионы Центрально-Черноземного экономического района характеризовались следующими показателями производства ВРП: Таблица 1 Показатель Площадь территории, тыс. кв.км Валовой региональный продукт, миллион рублей, значение показателя за год 2005 2006 2007 2008 Российская ...

Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт является важнейшей составной частью транспортной инфраструктуры Сахалинской области. Сахалинская железнодорожная сеть по восточному побережью протянулась от г.Корсакова до районного центра п. Ноглики, а на юго-западе - от г. Холмска до п. Ильинск, соединяющаяся с восточным ...

Современное экономическое положение Австралии
В начала 90-х годов экономика Австралии переживала спад. Экономический кризис в Азии в 1997-1998 годах отразился на Австралии. В начале 1999г. австралийская экономика вступила в период подъема с низкими темпами инфляции. В 2002г. валовой внутренний продукт (ВВП) Австралии (общая стоимость рыночных ...