Диагностика динамических качеств региона

Данная диагностика начинается с определения степени устойчивости социально-экономической структуры. Для стабильной экономики характерно наличие трёх уровней устойчивости:

1) устойчивая структура;

2) неустойчивая структура;

3) формирующаяся структура.

Аналогичным образом определяются качественные градации экономического развития региона:

1) рост;

2) оживление;

3) стагнация;

4) депрессия.

В условиях рыночной экономики наибольшую актуальность приобрёл вопрос о стадии инвестиционного цикла в регионе.

Качественные состояния инвестиционного цикла в регионе:

1) восходящая стадия инвестиционного цикла (при ежегодном росте инвестиций);

2) высшая точка инвестиционного цикла (достижение максимального уровня инвестиций при дальнейшем падении темпов роста инвестиций);

3) нисходящая стадия (при ежегодном падении объёма инвестиций);

4) низшая точка инвестиционного цикла (достижение максимального падения темпов роста объёмов инвестиций).

При диагностике динамических качеств региона необходимо произвести оценку мультипликативного процесса, суть которого заключается в том, что возникшие в одной отрасли импульсы экономического подъёма естественным образом передаются на обслуживающие и вспомогательные отрасли.

Индекс региональной мультипликации:

Mr – региональный мультипликатор;

∑S – сумма валовой или чистой продукции, или основных производственных фондов, или численности трудовых ресурсов и т. д. в отраслевой специализации региона;

∑a – те же показатели, аналогичные суммарные величины только по неспециализирующим отраслям региона.

Применяя данный вид диагностики, рассчитаем для Томской области индекс региональной мультипликации на основе численности трудовых ресурсов (тыс. чел.).

S1=промышленность -64%

S2= нефтедобыча-48,5 %

S3= машиностроение -15,6%

a1– транспорт-10%

a2- сельское хозяйство-13%

∑S = 128,1% человек

∑a = 23% человек

Следовательно, что доля отраслей специализации занимает значительную долю в общей промышленности региона.

Характеристика железнодорожного транспорта России
Железная дорога – транспортное предприятие с комплексом технических средств и сооружений (подвижной состав, станции, устройства автоматики и телемеханики, диспетчерская централизация и т.п.) для перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты в специализированных вагонах, перемещаемых локомотивами по р ...

Краевые целевые программы
Кроме комплексной программы развития, в крае принято и реализуются более пятидесяти целевых программ, основная часть которых носит социальный характер и направлена на решение проблем в сфере здравоохранения, образования и социальной защиты населения. На реализацию краевых целевых программ в 2003 г. ...

Половозрастная структура населения на Дальнем Востоке
Половозрастная структура населения показывает, как распределяется численность каждого пола по возрастам, так и соотношение полов в каждом возрасте или в каждой возрастной группе. Главной особенностью в изменении возрастного состава населения Дальневосточного района, как и по всей России, начиная с ...