Классификация рельефа: генетические, морфологические
Страница 1

Под рельефом подразумеваются различные неровности или совокупность форм горизонтального и вертикального расчленения земной поверхности. Рельеф играет огромную роль в формировании ландшафтов. От рельефа зависят характер стока, микроклимат, распределение почвенно-растительного покрова и так далее. В свою очередь и рельеф изменяется под воздействием этих факторов. Любые формы рельефа, от отдельной кочки до горного хребта, не остаются неизменными. Они создаются и уничтожаются разнообразными и непрерывными процессами, действующими на Земле.

Многообразные формы рельефа классифицируются в двух направлениях: по морфологическому и генетическому признакам.

По морфологической классификации во внимание принимаются внешние признаки и размеры форм рельефа без оценки их происхождения и взаимосвязи.

Эта классификация применяется в топографии и картографии, поскольку на топографических картах в первую очередь отображаются внешние очертания и размеры различных форм рельефа. Морфологической классификацией пользуются при первом знакомстве с формами рельефа в начальной школе.

Генетическая классификация форм рельефа производится на основе учета их генезиса (происхождения), возраста, взаимосвязи и динамики. Эта классификация дает возможность рассматривать формы рельефа, обобщая их в генетические ряды. Родственные формы могут быть не похожи по внешним признакам, но они представляют звенья одной цепи, хотя и находятся на разных стадиях своего развития. Например, маленькая промоина, овраг и облака очень различны по внешнему виду и размерам, но все они являются различным стадиями развития формы, обусловленной водно-эрозионным процессом.

Ни морфологический, ни генетический принцип классификации не может быть вполне «самостоятельным». Любые формы рельефа связаны с самыми различными процессами. Когда говорят, например, о карстовых или ледниковых формах рельефа, то этим подчеркивают лишь преобладающую роль какого либо фактора. Всякая форма рельефа – результат совокупной деятельности многих естественных процессов.

По морфологическому признаку самым элементарным является деление поверхности суши на горы и равнины. Внутри тех и других имеются свои микро-, мезо- и макроформы, а также положительные (выпуклые) и отрицательные (впадины) формы.

Важнейшие положительные формы – это холм, гора, хребет, нагорье, плоскогорье, плато.

Важнейшие отрицательные формы – это лощины, промоины, овраги, различные долины и котловины, каньоны и другие.

Рельеф, который полностью зависит от геологического строения – от состава горных пород, форм залегания их слоев – называется структурным. В последние годы в формировании рельефа огромную роль начинает играть человек. Например, добыча угля открытым способом приводит к формированию оврагов, создание путей сообщения в горах приводит к изменению облика горных стран. Все это способствует формированию антропогенного рельефа.

Твердая земная поверхность имеет неровности различного порядка. Величайшие (планетарные) формы рельефа - это океанические впадины и материки. Они являются основными элементами рельефа земной поверхности, возникающими в процессе образования и неравномерного развития земной коры, и соответствуют материковому океаническому типам ее строения. Планетарные элементы рельефа разделяются на формы рельефа второго порядка – мегаформы. К ним относятся горные сооружения и крупные равнины. В пределах мегаформ рельефа выделяют макроформы рельефа. Это горные хребты, горные долины, впадины больших озер и т.д. На поверхности макроформ существуют мезоформы – формы средней величины (холмы, овраги) и микроформы – мелкие формы рельефа с колебаниями высот в несколько метров и меньше (мелкие барханы, промоины).

Страницы: 1 2

Жизнь финнов
В народной культуре проявляются различия между западной и восточной частями страны, обусловленные влиянием социально-экономических факторов, культурных контактов. Традиционное занятие - земледелие. На востоке до конца XIX в. сохранялось подсечно-огневое земледелие, вызывавшее подвижность населения; ...

Автомобильные дороги
Протяженность автомобильных дорог составляет 10,4 тыс. км. Через территорию края проходят автомобильные дороги Краснодар - Новороссийск, Крымск - Порт-Кавказ, федеральные автомобильные дороги Краснодар - Баку и Дон (Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск). Железные дороги Прот ...

Транспортная инфраструктура
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, по ...