Роль транспорта в размещении производства
Страница 2

Учет транспортной слагающей является обязательным при определении оптимальных границ специализации производства. Если экономия от снижения издержек производства на специализированном предприятии не будет превышать дополнительные транспортные расходы по перевозке продукции предприятия, то специализация считается эффективной.

Транспортные расходы необходимо учитывать при установлении границ целесообразного кооперирования производства. Кооперирование как специализация экономически целесообразно, если экономия от снижения производственных издержек кооперированных предприятий превышает дополнительные издержки транспорта, вызванные увеличением дальности перевозок продукции предприятий.

Транспорт оказывает влияние на комбинирование промышлености. Транспортная слагающая, определяя зону распространения продукции, оказывает влияние на размещение и масштабы комбинатов. В отличие от промышленности специализация производства в сельском хозяйстве не связана с выделением отраслей или предприятий, производящих определенную продукцию или часть ее. Специализация заключается в развитии отраслей, для которых имеются наиболее благоприятные условия. Транспортная слагающая также учитывается при расчете экономической эффективности специализации сельскохозяйственного производства.

При размещении производства учитываются потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д.

Влияние транспортной слагающей обусловлено соотношением массы сырья и топлива, с одной стороны, и массы готовой продукции – с другой, а также дальностью их транспортировки. Соотношение этих компонентов неодинаково в различных отраслях и может изменяться во времени. Поэтому необходим дифференцированный подход к учету влияния транспортных издержек на размещение предприятий различных отраслей народного хозяйства.

В зависимости от влияния данных составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий.

Предприятия добывающей промышленности – горнорудные, нефтедобывающие, угольные располагают преимущественно вблизи месторождений сырья. С учетом транспортной слагающей определяют рациональную очередность ввода в промышленную эксплуатацию месторождений и устанавливают оптимальные размеры добычи.

При размещении предприятий обрабатывающей промышленности учесть влияние транспортной слагающей сложнее. Как правило, рассматривают три варианта: масса сырья и топлива больше массы готовой продукции; масса готовой продукции превышает массу сырья и топлива; масса сырья и топлива равна массе готовой продукции.

При одинаковой транспортабельности сырья и топлива выбор сырьевой или топливной базы в качестве места размещения предприятия обусловлен преобладанием массы какого-либо компонента производства. Например, при производстве сахара расход сырья превышает расход топлива в 5–6 раз, при производстве цемента это соотношение еще больше. Предприятия данных отраслей размещают преимущественно вблизи сырьевой базы, что справедливо также для целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и некоторых других отраслей промышленности. Предприятия по производству алюминия, меди, никеля и другие энергоемкие производства, где расход топлива многократно превышает расход сырья, размещаются вблизи энергетической базы. Когда масса готовой продукции превышает массу сырья и топлива, предприятия (например, по производству серной кислоты) целесообразно размещать в районах потребления продукции. В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка, напрямую связано с его работоспособностью, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен, поэтому транспорт является важнейшей составной частью инфраструктуры.

Страницы: 1 2 3

Первое посещение русскими земли Камчатской
Людей всегда привлекало что-то неизведанное и непознанное, они стремились к получению знаний об этом объекте или субъекте. Так и Камчатский полуостров был в центре внимания, его стремились познать, использовать его ресурсы, вести торговлю с народами, которые там проживали и т.д. Много разных целей ...

Импорт и экспорт дальневосточного региона. Портовая сеть, железнодорожные пути и авиа линии Дальневосточного федерального округа
В последние 20 лет Северо-Восточная Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион - наиболее динамично развивающаяся часть мировой экономики. Для России расширение интеграционных связей с ними дает реальный шанс получить импульс развития через участие в многосторонних экономических проектах. Уникальное экон ...

Ресурсы и факторы развития КНР
Главные факторы феноменального роста китайской экономики следующие. Первый фактор – эффективная роль государства в экономике, которое активно влияло и влияет на протекающие процессы на всех этапах экономической реформы. В китайской теории реформ для обозначения роли государства употребляется термин ...