Транспортный комплекс
Страница 1

Высокий удельный вес железнодорожного транспорта в грузообороте (32,4%) контрастирует с низкими показателями автомобильного, морского и речного видов транспорта, что можно легко объяснить дороговизной и плохими дорогами для первого, а речной транспорт не может конкурировать с другими из-за отсутствия рек широкого направления (кроме Верхней Волги и Камы) а также из-за продолжительного ледостава на наших реках. Морской транспорт, лишенный государственной помощи, теперь в значительной мере работает на международных трассах и доходов стране не дает.

Железнодорожный транспорт является основным видом магистрального транспорта, обеспечивающим межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущая роль перед другими видами транспорта объясняется действием двух факторов: технико-экономическими преимуществами и совпадением направлений основных грузопотоков с конфигурацией территории страны (главное направление «запад-восток» через всю Россию и направление «север-юг» на европейской территории).

Железные дороги обеспечивают основные грузопотоки не только между регионами России, но и между Россией и странами СНГ. Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от погоды, времени года, суток. Позволяет сэкономить жидкое углеводородное топливо за счет электрификации тяги.

Строительство железных дорог в России началось в середине прошлого века, но размаха достигло лишь к концу века, когда грузооборот железных дорог превысил соответствующие показатели традиционных для России гужевого и речного транспорта, а к 1913 г. превзошел грузооборот речного в 6 раз. Тогда дорога строилась в первую очередь для обеспечения связей Центра России с основными сырьевыми и продовольственными базами, а также морскими портами, что и определило их радиальную конфигурацию. В это же время велось строительство железных дорог для связи Урала с Центром и Северо-западом, началось строительство железных дорог в Среднюю Азию и Сибирь.

В советский период основное строительство переместилось на Восток страны. Так, крупнейшей стройкой первой пятилетки было создание Турксиба, что послужило активизации хозяйственного строительства в республиках Средней Азии. В годы Отечественной войны была построена Печорская магистраль, давшая возможность освоения богатств Тимано-Печорского бассейна, а также «Волжская рокада», линия Кизляр – Астрахань, железные дороги из Казахстана на Урал.

Для улучшения транспортных связей европейской части страны с Сибирью и Дальним Востоком велось строительство дублеров Транссибирской магистрали: Южно-Сибирской и Байкало-Амурской магистрали. Для освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири в 70-80-х гг. была построена крупная северная железная дорога Тюмень-Сургут, Нижневартовск – Уренгой – Ямбург. Завершено строительство железных дорог по периметру западных и восточных границ бывшего СССР.

Сейчас в стадии реализации находятся только два достаточно крупных проекта: на севере строится Арктическая магистраль Лабышнанги– Бованенковская для обеспечения освоения газовых месторождений Ямала, а на востоке – Амуро-Якутская.

В структуре грузооборота железных дорог на первом месте находятся уголь и кокс, на втором – минеральные строительные материалы, а на третьем месте – нефтяные грузы. Значительную долю занимают руда, черные металлы, лесные и хлебные грузы, минеральные удобрения. На долю этих восьми видов массовых грузов приходится 9/10 всей грузовой работы железнодорожного транспорта.

Следует отметить значительную роль железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках, хорошо известную жителям густонаселенных регионов, где 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородных поездах, а так же населению окраинных территорий, нуждающемуся в дальних переездах.

Через РФ в советский период по Транссибирской ж.-д. Магистрали и по БАМу перевозилось 180 тысяч контейнеров транзитом Западная Европа – Япония и другие страны Азиатско-тихоокеанского региона и наоборот. В настоящее время эта цифра сократилась до 20 тысяч в год. Это обусловлено неграмотной торговой политикой. Участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и Южносибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие направление «восток-запад» России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южносибирской железных дорог. Магистраль надо продолжить до Японии и Кореи, тогда Транссиб и БАМ будут работать с полной отдачей, количество контейнеров увеличится.

Страницы: 1 2

Территориальная организация и структура производственных сил Дальнего Востока
В состав Дальневосточного экономического района входят Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края, Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским округом) и Сахалинская области, республика Саха (Якутия). На Дальнем Востоке в настоящее время суще ...

Общая характеристика расселения населения Приморской зоны Одесской области
По данным на 2001 год население Приморской зоны насчитывало 1 741 169 человек, что составляет 70,9% от численности всей Одесской области. На долю городского населения Приморской зоны приходится 78,8% (1371894 чел.) от общей численности. Остальные 21,2% (369 275 чел) – это сельское население. Плотно ...

Развитие и размещение химического комплекса Украины
Как уже отмечалось в первой главе, основу химического комплекса составляют производители минеральных удобрений. В 2008 г. предприятия Украины снизили производство удобрений на 5,8% и составили 2673 тыс. тонн (в пересчете на 100% содержание азота), по сравнению с 2007 г. В 2009 г., по данным Министе ...