Машиностроение в системе народного хозяйства Донбасса и Приднепровья

Машиностроение занимает одно из ведущих мест в системе народного хозяйства Донбасса и Приднепровья, немногим уступая угольной и горнодобывающей промышленности. В основном машиностроение региона представлено тяжелым машиностроением. Это производство больших машин (к примеру, комбайнов) и оборудования для других профилирующих отраслей промышленности региона и государства в целом.

Машиностроение Донбасса и Приднепровья носит в основном не экспортный характер. То есть практически вся продукция отрасли закупается отечественными покупателями. С одной стороны, это неплохо. Во-первых, украинским предприятиям гораздо удобнее работать на украинском оборудовании, так как оно более приспособлено к специфике работы украинских предприятий и не требует дополнительного обучения персонала. Во-вторых, украинское оборудование всегда дешевле иностранного. Для украинских покупателей это немаловажно. Но, с другой стороны, есть и негативные черты. К примеру, наличие только отечественных покупателей говорит о неготовности предприятий машиностроения к внешней конкуренции. Это особенно актуально в то время, когда Украина стремится к интеграции в Европейский Союз и во Всемирную Организацию Торговли. Вступление хотя бы в одну из этих организаций откроет границы для зарубежных покупателей. Скорее всего, со временем цены в странах Евросоюза станут приемлемыми для украинских покупателей – Украине ничего не останется делать, как выходить на международный уровень цен – и машиностроение Донбасса, не привыкшее к конкуренции извне, может потерпеть крах как отрасль. Есть и еще одна проблема, вытекающая из предыдущей. Продукты отрасли машиностроения Донбасса и Приднепровья в основном адаптированы под украинских покупателей. Как известно, украинские предприятия и особенность их работы очень сильно отличаются от европейских и мировых стандартов. Это обусловлено политикой еще Советского Союза, которая была направлена на то, чтобы западные технологии не были применимы к отечественному производству. К сожалению, по сей день в Украине еще далеко не все отрасли перешли на новые технологии. Переход к новым технологиям в нашей стране довольно болезненный, так как требует огромных финансовых затрат и капитальных вложений. А на Западе множество технологий усовершенствуются с огромной скоростью, обновляясь довольно часто. К сожалению, в Украине это на данный момент невозможно. Поэтому и инвесторы не особо обращают внимание на машиностроение Донбасса и Приднепровья. Это огромная проблема Украины на пути евроинтеграции.

Еще одна существенная проблема машиностроения региона – это экологическое воздействие предприятий. Дело в том, что плотность объектов машиностроения в регионе очень велика. В каждом городе находится по несколько крупных предприятий машиностроения. Это способствует ухудшению экологической обстановки. Последствий уже много. Во-первых, ситуацию обострила Чернобыльская авария. Во-вторых, количество инфарктов, сердечно-сосудистых заболеваний, детской смертности, не дожития до среднеукраинского возраста продолжительности жизни и заболеваний органов дыхательных путей угрожающе растет. К тому же все большие площади земли становятся непригодными для посевов. Сельское хозяйство итак занимает ничтожно малую часть системы народного хозяйства, а с годами ситуация только ухудшается. Остановить это в силах только государственная программа, которая бы не только официально, но и реально на практике внедряла бы системы защиты населения от отходов машиностроения. Пока что таковые разрабатываются или действуют только на бумаге.

Следует отметить, что в последние годы (лет 10) профессии отрасли машиностроения становятся непрестижными и отрасль испытывает недостаток квалифицированных кадров. Непрестижность отрасли можно объяснить всего лишь одним, но очень существенным фактором – несоответствие оплаты труда затратам на труд. Дело в том, что практически все работы на машиностроительных предприятиях являются вредными для здоровья. Естественно, это требует возмещение затрат на поправку здоровья работников и профилактику заболеваний, в том числе и профессиональных. Медицинское обслуживание в Украине хоть и находится на высоком уровне, но ограниченность финансирования не позволяет обеспечить достойное обслуживание самого густонаселенного региона Украины.

Социальная сфера
Образование. Томск - старейший за Уралом образовательный и научный центр России. На протяжении столетия здесь сформировался уникальный научно-образовательный и научно-технологический комплекс, который нередко называют Сибирскими Афинами. В Томске функционируют несколько государственных высших учебн ...

Равнины
Слово «равнина» или выражение «ровное место» хорошо известно каждому. Все знают, что абсолютно ровных мест не бывает, что равнины могут иметь наклон, всхолмленность и так далее. В географии под равнинными областями подразумевают обширные пространства, у которых высоты соседних участков мало отличаю ...

Зключение
Черноземные почвы нуждаются в природоохранных мероприятиях в силу объективных причин, таких как засуха и эрозия почвы, а также вследствие результатов жизнедеятельности человека, а именно, использование сельскохозяйственных земель под строительство водохранилищ, городов, промышленных предприятий, до ...