Проблемы и основные направления развития и размещения химического комплекса Украины
Страница 1

За восемнадцать лет (1991–2009 гг.) в химическом комплексе накопилось много важных проблем, которые требуют решения в краткосрочной перспективе. Среди них: устранение импортозависимости по широкому спектру сырья и полупродуктов, выведение из эксплуатации избыточных мощностей наиболее энергоемких производств, снижение себестоимости, техническое перевооружение большинства производств, с целью уменьшения энергоемкости, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Главными заданиями нужно считать: сохранение, обновление и восстановление производственного, научно-технического потенциала, повышение эффективности производства, приведение в соответствие рабочих мест к существующему количеству работающих.

В 2001 г. была разработана и одобрена Концепция развития химической промышленности, в которой были определены приоритетные направления развития химического комплекса, а также механизмы активизации его промышленно-научного потенциала. Подобной этой концепции является «Стратегия развития химического комплекса Украины в 2007–2015 годах», которая указывает, что ежегодный объем средств, необходимых для обновления производственных фондов, должен быть увеличен с 2,4 млрд. грн. до 3,3–4,5 млрд. грн. Всего в ближайшие семь-восемь лет украинские химические предприятия планируют инвестировать в производство не менее 13 млрд. грн. Необходимость столь значительных вложений вызвана изношенностью производственных мощностей отрасли (55–60%), а также резким подорожанием природного газа. С 2004 года цена на газ для промышленности с учетом транспортных расходов и НДС выросла более чем в три раза – с $65–75 до $290–310 за тысячу кубометров.

Одним из приоритетных направлений развития отрасли является переход на энергосберегающие технологии. Так, Северодонецкое объединение «Азот» к 2012 году планирует инвестировать в развитие производства $300 млн. Большая часть этой суммы пойдет на внедрение этих технологий. Похожая программа существует и на черкасском «Азоте». Заявленные инвестиции в модернизацию производства в период с 2005 по 2010 годы должны превысить $350 млн, что позволит в среднем на 10% снизить затраты на производство продукции.

Ежегодно украинская химическая промышленность потребляет свыше 8,3 млрд. кубометров природного газа, или 11% всего объема, используемого Украиной. Напомним, что в структуре себестоимости производства азотных удобрений (аммиака, карбамида, аммиачной селитры) доля природного газа составляет 50–80%. В то же время украинские химики имеют весьма серьезный запас «скрытой рентабельности». Кроме того, рост цен на газ компенсируется высокими ценами на азотные удобрения на мировом рынке. В 2007 году средняя цена на аммиак повысилась на 10%, на карбамид – на 38%. А в январе-сентябре аммиак и карбамид подорожали вдвое, аммиачная селитра – в 1,6 раза. Это связано с ростом цен на продукты питания по всему миру и более активным использованием сельскохозяйственных культур в производстве биотоплива. Сельхозпроизводители, которые стараются увеличить эффективность имеющихся пахотных земель, стимулируют спрос на удобрения. Поэтому эксперты считают, что цены вряд ли упадут до 2010 года. А значит, в ближайшие несколько лет химическая отрасль будет на подъеме.

Страницы: 1 2 3

Основные этапы развития транспорта и железнодорожного транспорта
Долгое время все перевозки в России осуществлялись водным и гужевым транспортом. Реки были основными транспортными артериями страны. Многие речные бассейны были соединены каналами (Мариинский, Тихвинский, Березинский, Августовский, Днепробугский каналы). Большое значение имела Волга, связывавшая на ...

Мыс Саган-Хушун
Мыс Саган-Хушун находится на западном побережье острова Ольхон, в пяти километрах юго-западнее мыса Хобой - северной оконечности Ольхона, на территории Прибайкальского национального парка. Мыс имеет статус памятника природы. Саган-Хушун представляет собой протяженный беломраморный скальный массив, ...

Транспорт и связь
Транспорт и связь дают 3,5% валового производства услуг отрасли. Длина железных дорог — 0,6 тыс. км, автодорог с твердым покрытием — 6,7 тыс. км. Горная троллейбусная линия Симферополь-Алушта-Ялта (79 км). Имеется воздушный транспорт. Морское судоходство (порты Феодосия, Керчь, Севастополь, Ялта, Е ...