Климатические предпосылки изменения ледникового покрова
Страница 1

В ХХ веке глобальная температура начала расти, причем, особенно быстро два последние десятилетия. Особенно сильные изменения сейчас идут в континентальных районах высоких и умеренных широт, в то время как есть районы где температура понизилась. В целом по Земному шару потепление достигло 0,60С, что уже немало, ведь это примерно 1/3 пути до очень серьезных экологических потерь.

Естественные факторы изменения климата включают смещение орбиты и угла наклона Земли (относительно положения ее оси), изменение солнечной активности, вулканические извержения и изменение количества атмосферных аэрозолей (твердых взвешенных частиц) естественного происхождения. Оценка вклада различных факторов в радиационное воздействие (прогрев атмосферы) показывает, что по сравнению с 1750 г. к 2000 г. изменение солнечной радиации усилило прогрев на 0,1-0,5 Вт/м2, изменение количества тропосферного озона - на 0,2-0,5 Вт/м Но, с другой стороны, изменение концентрации сульфатных соединений снизило прогрев на 0,2-0,5 Вт/м2, а стратосферного озона -- на 0,05-0,2 Вт/м То есть имеется комбинация разнонаправленных факторов, каждый из которых значительно слабее, чем рост концентрации в атмосфере парниковых газов, результат которого оценивается как прогрев на 2,2-2,7 Вт/м2.

Данные по изменениям температуры с 1981 по 2007 годы показывают, что температурный фон в Антарктиде менялся неравномерно. Для Западной Антарктиды в целом наблюдается повышение температуры, тогда как для Восточной Антарктиды потепления не обнаружено, и даже отмечен некоторый негативный тренд. Маловероятно, что в XXI веке процесс таяния Антарктиды существенно усилится. Наоборот, ожидается, что с ростом температуры возрастёт количество снега, выпадающего на Антарктический ледниковый покров. Однако в связи с потеплением возможно более интенсивное разрушение шельфовых ледников и ускорение движения выводных ледников Антарктиды, выбрасывающих лёд в Мировой океан.

250 ученых из разных стран под эгидой Arctic Council в течение четырех последних лет изучали климатические изменения и их последствия в Арктике. Они отме6чают, что в Арктике изменения климата развиваются особенно интенсивно. По сравнению с остальным миром в этом регионе темпы роста средней температуры вдвое выше. Ледяной покров тает с беспрецедентной скоростью: сейчас он уже вдвое тоньше, чем 30 лет назад. Если темпы таяния сохранятся, то “в Арктике может не остаться льда уже летом 2070 г. Беспрецедентная скорость, с которой тают арктические льды, может привести к затоплению огромных территорий, исчезновению отдельных биологических видов и разрушению инфраструктуры городов, но также позволит открыть новый путь между Азией и Европой и облегчить доступ к топливным ресурсам.

По мнению британских исследователей, быстрое таяние ледников связано с резким потеплением воздуха вокруг Антарктического полуострова: сейчас его среднегодовая температура составляет 2,5 градуса по Цельсию. Скорее всего, теплый воздух засасывает в Антарктику из более теплых широт вследствие изменения привычных воздушных течений. Кроме того, немалую роль в этом процессе играет и продолжающееся потепление океанической воды.

Страницы: 1 2

Животный мир
Животный мир острова весьма скуден - встречается несколько видов грызунов, земноводные, а также енотовидные собаки, лисы и наблюдались следы колонков. Однако птицы представлены довольно большим отрядом - около 300 видов и подвидов обитает на всех вместе взятых островных территориях. Основу орнитофа ...

Региональные различия
Российское пространство само по себе столь велико и многообразно, а население, инфраструктура и производство, казалось бы "размазаны" по нему столь неровно, что демографические различия должны быть чрезвычайно разительными. Однако демографические "разрывы" между регионами с самы ...

Проблемы воздушного транспорта
В настоящее время гражданская авиация России переживает не лучшие времена. Повышение конкурентоспособности авиакомпаний связано с решением самой актуальной проблемы гражданской авиации – проблемы скорейшего обновления парка воздушных судов. Низкие темпы обновления привели к тому, что в эксплуатации ...