Методические подходы к изучению систем расселения населения
Страница 3

I. Производственно-экономические связи.

1. Производственно-технологические:

а) по комбинированию;

б) кооперированию;

в) по получению сырья;

г) по получению топлива;

2. Связи по производственной инфраструктуре:

а) по транспорту;

б) по получению электроэнергии;

в) материально-техническому снабжению;

г) по сбыту готовой продукции;

д) по проектно-конструкторской работе;

е) по организационно-хозяйственному управлению;

ж) трудовые связи населения [23].

ІІ. Непроизводственные связи (по социальной инфраструктуре)

1. По обслуживанию населения и управлению:

а) по торговле;

б) здравоохранению;

в) науке, культуре, искусству;

г) бытовому обслуживанию населения;

д) рекреационные;

е) по кредитованию и страхованию;

ж) по административному управлению.

2. Связи по учебе:

а) в высших и средних специальных учебных заведениях;

б) курсы повышения квалификации и обмена опытом;

в) профессионально-технические училища.

3. Поездки населения из сел в города и обратно, обусловленные родственными узами [23].

Важное значение в исследовании систем расселения имеет определение степени интенсивности различных видов системообразующих связей. По характеру проявления производственно-технические связи непрерывны. Степень их интенсивности можно определить количественными показателями и учетом их технологических и организационных особенностей. Одними только количественными показателями нельзя определить интенсивность всех видов производственных связей. Неодинаковое количество потребляемых разными предприятиями сырья, различная трудоемкость производств и стоимость их продукции затрудняют определение степени интенсивности производственных связей между городами и сравнение ее по этим показателям.

На основании особенностей и значения всех видов производственных связей можно выделить общие признаки их интенсивности [23]. Интенсивными являются связи между центрами систем и другими городскими поселениями по кооперированию или комбинированию основных градообразующих производств, представленных крупными, большими и средними предприятиями; среднеинтенсивными – связи по кооперированию второстепенных по градообразующему значению предприятий или по поставкам для них местного сырья; слабыми – связи по производственной инфраструктуре.

В результате обследования и анализа трудовых связей разных по величине городов Украины, являющихся центрами и подцентрами межрайонных локальных и областных систем расселения, установлены критерии их интенсивности. Для количественного выражения этого критерия применяются показатели удельного веса трудящихся, ежедневно приезжающих на работу в центр системы из других населенных пунктов, в общей численности населения центра. При этом выделены три градации интенсивности трудовых связей центров и основных додцентров систем:

1. Слабые – когда отношение населения, которое приезжает ежедневно на работу в центр системы, к общему количеству занятых в разных сферах экономики этого центра, не превышает 5%.

2. Среднеинтенсивные – этот показатель колеблется в пределах 5-10%.

3. Интенсивные – этот показатель превышает 10% [15].

Изучение интенсивности трудовых связей с различными по величине центрами подтверждают вывод о ее независимости от величины этих центров.

Страницы: 1 2 3 4 5

Инфраструктура
На долю транспортной отрасли приходится 20,4% объема валового регионального продукта края. Объем услуг в отрасли в 2003 году превысил 63 млрд. рублей. За период 2000-2003 года перевезено более 335 млн. тонн грузов и почти 3 млрд. пассажиров. ...

Республика Татарстан
Площадь - 68 тыс. кв.км. Столица - г. Казань. Административное деление: 43 района,19 городов, 22 поселка городского типа и 848 сел. Основные города - Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск. Татарстан расположен на востоке Европейской части России. Долинами рек Волга и Кама разделен на тр ...

Транспортная система России с позиции логистики
Становление и развитие рыночной экономики в России привело к интенсивным исследованиям относительно нового научно-практического направления, в качестве которого рассматривается логистика, охватывающая широкий диапазон деятельности, связанный с планированием, организацией и управлением перемещением ...