Методические подходы к изучению систем расселения населения
Страница 3

I. Производственно-экономические связи.

1. Производственно-технологические:

а) по комбинированию;

б) кооперированию;

в) по получению сырья;

г) по получению топлива;

2. Связи по производственной инфраструктуре:

а) по транспорту;

б) по получению электроэнергии;

в) материально-техническому снабжению;

г) по сбыту готовой продукции;

д) по проектно-конструкторской работе;

е) по организационно-хозяйственному управлению;

ж) трудовые связи населения [23].

ІІ. Непроизводственные связи (по социальной инфраструктуре)

1. По обслуживанию населения и управлению:

а) по торговле;

б) здравоохранению;

в) науке, культуре, искусству;

г) бытовому обслуживанию населения;

д) рекреационные;

е) по кредитованию и страхованию;

ж) по административному управлению.

2. Связи по учебе:

а) в высших и средних специальных учебных заведениях;

б) курсы повышения квалификации и обмена опытом;

в) профессионально-технические училища.

3. Поездки населения из сел в города и обратно, обусловленные родственными узами [23].

Важное значение в исследовании систем расселения имеет определение степени интенсивности различных видов системообразующих связей. По характеру проявления производственно-технические связи непрерывны. Степень их интенсивности можно определить количественными показателями и учетом их технологических и организационных особенностей. Одними только количественными показателями нельзя определить интенсивность всех видов производственных связей. Неодинаковое количество потребляемых разными предприятиями сырья, различная трудоемкость производств и стоимость их продукции затрудняют определение степени интенсивности производственных связей между городами и сравнение ее по этим показателям.

На основании особенностей и значения всех видов производственных связей можно выделить общие признаки их интенсивности [23]. Интенсивными являются связи между центрами систем и другими городскими поселениями по кооперированию или комбинированию основных градообразующих производств, представленных крупными, большими и средними предприятиями; среднеинтенсивными – связи по кооперированию второстепенных по градообразующему значению предприятий или по поставкам для них местного сырья; слабыми – связи по производственной инфраструктуре.

В результате обследования и анализа трудовых связей разных по величине городов Украины, являющихся центрами и подцентрами межрайонных локальных и областных систем расселения, установлены критерии их интенсивности. Для количественного выражения этого критерия применяются показатели удельного веса трудящихся, ежедневно приезжающих на работу в центр системы из других населенных пунктов, в общей численности населения центра. При этом выделены три градации интенсивности трудовых связей центров и основных додцентров систем:

1. Слабые – когда отношение населения, которое приезжает ежедневно на работу в центр системы, к общему количеству занятых в разных сферах экономики этого центра, не превышает 5%.

2. Среднеинтенсивные – этот показатель колеблется в пределах 5-10%.

3. Интенсивные – этот показатель превышает 10% [15].

Изучение интенсивности трудовых связей с различными по величине центрами подтверждают вывод о ее независимости от величины этих центров.

Страницы: 1 2 3 4 5

Промышленность
За годы независимости Кипр добился больших успехов в промышленном развитии. Кардинальным образом изменилась структура промышленного производства. На острове создана многоотраслевая обрабатывающая промышленность, использующая современные методы организации и управления, производящая качественную про ...

Современное состояние
По мнению большинства экспертов, ныне в Кавказской Албании нет ничего - ни истории, ни искусства, ни науки, ни культуры, ни литературы, ни даже религии (хотя когда-то там процветало бусурманство). Есть там только нефть, и та принадлежит не албанцам, а Ширваншаху и Президенту Гейдар-оглы II и его во ...

Железнодорожные пути. Основные магистрали и города.
Начинается Транссибирская магистраль с поселка городского типа Ерофей Павлович и идет с множеством веток до самого юга Дальнего востока – поселка городского типа Хасан. За весь путь магистраль соединяет 64 населенных пункта, из них: 2 деревни, 1 населенный пункт со статусом железнодорожной станции, ...