Методические подходы к изучению систем расселения населения
Страница 1

Применение системного подхода не должно ограничиваться отдельными сферами исследования: территориальной организацией производства, расселением, природной средой. Высшим уровнем его применения в экономико-географических исследованиях является комплексный подход к изучению проблемы взаимодействия природы, человека, хозяйства, а также влияние и анализ взаимосвязей территориальных систем производства, расселения и природной среды. Особого внимания заслуживает изучение взаимного влияния этих объектов исследования.

Основными направлениями в исследовании систем расселения являются:

1. природная среда

2. производство

3. транспорт

4. научные и учебные учреждения

5. лечебно-оздоровительные учреждения

6. курорты местности.

Природная среда является важнейшей предпосылкой развития производства и расселения людей. Она оказывает влияние на эти процессы и одновременно испытывает их влияние на себе. Это влияние может быть как отрицательным, так и положительным, что зависит от условий осуществления рационального и или нерационального природопользования.

Формирование систем расселения происходит под влиянием многих факторов, главным из которых, является производство.

Между территориальными системами производства и расселения существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, определяемые развитием хозяйственного комплекса, района, страны.

Возникшая под влиянием тех или иных экономических факторов система населенных пунктов сама становится одним из основных факторов, влияющих на развитие и размещение новых промышленных предприятий, а через них и на территориальные производственные комплексы.

Взаимосвязь территориальных производственных комплексов и систем расселения обусловлена двойной ролью города в социально-экономическом развитии общества. Город – место концентрации промышленного производства и населения с обслуживающей его непроизводственной сферой. В хозяйственном отношении развитые города становятся опорными центрами территориальных систем производства, а в расселении играют роль центров, складывающихся систем населенных пунктов. Имея большое районообразующее значение, они активно влияют на процесс формирования промышленных районов различных рангов.

Исходя из этих функциональных особенностей городов исследование процесса формирования систем расселения, их выделение и научное обоснование должны опираться на экономическое районирование территории, изучение форм территориальной концентрации производства, структуры территориально-производственных комплексов, а также различных видов производственных связей.

Промежуточным звеном между производственной и непроизводственной сферами является транспорт. По народохозяйственному значению он выполняет две основные функции – обслуживает производство и население. В формировании систем расселения ему принадлежит одна из главных ролей. Без современных видов наземного транспорта, не могут формироваться системы взаимосвязанных расселений. В эпоху гужевого транспорта города, расположенные в стороне от морских и речных путей сообщения, в подавляющем большинстве были очень малыми. Не случайно наиболее развитые древние цивилизации зарождались в приморских районах, где скрещивались судоходные морские пути, и в долинах крупных судоходных рек. Там же возникли и большие города, выполняющие функции морских портов и торговых центров.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рельеф. Почвы
Украина – в основном равнинная страна. Равнина занимает 95% ее территории. Только на юго-западе и юге находятся горы. На юго-западе – Карпаты, на юге (в Крыму) – Крымские горы. Бóльшая часть равнины покрыта уникальной почвой, которая называется черноземом. Такое название эта почва получила п ...

Растительный покров
Современные леса острова являются дериватами хвойно-широколиственных и широколиственных лесов, и в настоящее время представлены, главным образом, средневозрастными дубовыми и генетически близкими к ним липовыми лесами. Это малопроизводительные леса с запасом от 50 до 120 м3 на 1 га. Значительно мен ...

Первые железные дороги России
Первые железные дороги в России строились для транспортного обслуживания промышленных предприятий, т.е. имели местное значение. Во второй половине XVII века для перевозки сырья на рудничных карьерах сооружались лежневые дороги, по которым ходили деревянные вагонетки. В XVIII веке в России для движе ...