Численность населения мира
Страница 1

Размещение населения по территории Земли

Население Земли размещено крайне неравномерно. 70% населения живет всего на 7% территории суши.

В Восточном полушарии сосредоточено 80% всего населения, в Северном полушарии - 0,9%. При этом основная масса людей живет в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов. 15% территории суши совершенно не освоены людьми - это области с экстремальными природными условиями.

Главным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения

. Средняя плотность населения Земли - 40 чел./км2. Однако неравномерность размещения населения в разных регионах и странах мира огромна. Показатель плотности населения колеблется от десятых долей до 2000 чел./км2.

Плотность населения Зарубежной Европы и Азии составляет более 100 чел./км2, в Северной и Южной Америке - около 20 чел./км2, а в Австралии и Океании - не более 4 чел./км2.

Сравнение плотности населения отдельных стран позволяет выделить три группы стран:

страны с очень высокой плотностью населения - более 200 чел./км2 (Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Израиль, Ливан, Бангладеш, Республика Корея, Сальвадор);

страны с плотностью населения, близкой к средне-мировому показателю - примерно 40 чел./км2 (Ирландия, Ирак, Малайзия, Марокко, Тунис, Мексика, Эквадор);

страны с низкой плотностью населения - менее 2 чел./км2 (Монголия, Ливия, Намибия, Австралия, Гренландия).

перейти на интерактивную карту естественного прироста мира

Неравномерность размещения населения может наблюдаться и в пределах отдельной страны. Яркими примерами могут служить Египет (наиболее заселена долина р. Нил), Китай и Австралия (заселена восточная часть страны), Канада (заселен юг страны), Россия (наиболее заселена европейская часть страны). В Индонезии плотность населения на о. Ява составляет 2000 чел./км2, а в районах других островов - до 3 чел./км2.

Неравномерность размещения населения на Земле объясняется рядом факторов

.

Влияние природного фактора

проявляется:

в слабой освоенности территорий с неблагоприятными для человека природными условиями (пустыни, тундры, тропические леса, полярные области);

в проживании основной части населения на высоте до 1000 м над уровнем моря (при этом 56% населения сосредоточено на равнинах с высотой до 200 м, 24% - до 500 м над уровнем моря);

в концентрации населения вблизи морского побережья (более 50% населения живет в пределах 200 км от побережий морей и океанов);

в высокой освоенности территорий с плодородными почвами и благоприятными агроклиматическими условиями (субтропический, субэкваториальный и юг умеренного климатического пояса).

Воздействие исторических особенностей заселения

суши проявляется в том, что, по мнению ученых, заселение Земли происходило с территорий, где формировался человек современного вида, Юго-Западной Азии, Северной Африки и Южной Европы, по Старому Свету, затем в Америку и Австралию. Время заселения серьезно повлияло на численность населения регионов.

Различия в современной демографической ситуации

связаны с естественным приростом населения отдельных стран. Яркий пример - Бангладеш с высоким уровнем рождаемости. Плотность населения этой страны в настоящее время составляет более 750 чел./км2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Передвижные источники загрязнения
Рассматривая воздействие на окружающую среду передвижных источников загрязнения, мы должны учитывать воздействие автомобильного и железнодорожного транспорта, на воде – морских судов (поскольку водные перевозки по единственной судоходной реке – Уралу в течении последних десятилетий прекращены) и от ...

Сравнительная характеристика Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов
Экономико-географическая характеристика Восточно-Сибирского экономического района. Площадь ~ 7,2 млн. км². Состав Восточно-Сибирского экономического района: Бурятия, Тува (Тыва) и Хакасия. Красноярский край, в т.ч. Таймырский (или Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, Иркутская об ...

Транспортный комплекс
Высокий удельный вес железнодорожного транспорта в грузообороте (32,4%) контрастирует с низкими показателями автомобильного, морского и речного видов транспорта, что можно легко объяснить дороговизной и плохими дорогами для первого, а речной транспорт не может конкурировать с другими из-за отсутств ...