Численность населения мира
Страница 4

I фаза

Высокая рождаемость при резком сокращении смертности

Очень высокий естественный прирост

II фаза

Дальнейшее снижение смертности при большем снижении рождаемости (вследствие перехода от многодетной к малодетной семье)

Замедление естественного прироста

III фаза

Некоторое повышение уровня смертности (вследствие «старения» населения) при замедленном снижении рождаемости

Слабо расширенное воспроизводство

IV фаза

Показатели рождаемости и смертности выравниваются

Прекращение роста населения

Впервые демографический переход начался в Европе в XVIII веке. В настоящее время большинство стран этого региона находятся в третьей фазе. В большинстве развивающихся стран Африки демографическая ситуация соответствует первой фазе перехода, а в Азии и Латинской Америке — второй. Именно поэтому развивающиеся страны оказывали и в ближайшее время будут оказывать решающее воздействие на динамику численности населения мира.

В связи с быстрым ростом численности населения в развивающихся странах весьма остро встают проблемы, связанные с необходимостью обеспечения людей работой, жильем и т. п. Но главной проблемой этих стран стала продовольственная проблема, так как производительность малотоварного сельского хозяйства, характерного для большинства развивающихся стран, находится на низком уровне.

В развитых странах, с низким приростом населения, возникают проблемы, связанные со «старением нации». В таких странах, как Венгрия, Швеция, Дания, наблюдается постоянное сокращение численности населения (то есть смертность превышает рождаемость).

Большинство государств стремится управлять воспроизводством населения в целях достижения наиболее оптимальной демографической ситуации, то есть проводит демографическую политику.

Демографическая политика

— это система мер (административных, экономических, пропагандистских и др.), направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.

В странах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа — на сокращение рождаемости.

В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т. п. Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. До конца 80-х годов активную политику в этом направлении проводили страны Восточной Европы. В настоящее время в странах Западной Европы большую роль играют экономические меры, включающие систему разного рода выплат и льгот семьям, имеющим двух и более детей.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т. п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Инфраструктура ОАЭ: места размещения и питания
ОАЭ обладает широко развитой гостиничной цепью, как собственных гостиниц, так и входящих в международные гостиничные цепи Radisson, Hilton, Accor, Royal и многие другие. Гостиницы рассчитаны на любого посетителя. Гостиничный сектор располагает гостиницами в основном 3*, 4*, 5*. Ресторанный бизнес р ...

Материальная культура
Промышленность. Промышленность в Ориссе развита очень слаба. Во времена британского владычества заводы и фабрики здесь не строились, и промышленность этой провинции была представлена лишь небольшим числом фабрик, мелкими кустарными предприятиями и ремесленными мастерскими по изготовлению металличес ...

Транспортный комплекс
Высокий удельный вес железнодорожного транспорта в грузообороте (32,4%) контрастирует с низкими показателями автомобильного, морского и речного видов транспорта, что можно легко объяснить дороговизной и плохими дорогами для первого, а речной транспорт не может конкурировать с другими из-за отсутств ...