Заключение

Парадоксом исторического процесса в России было то, что вялость развития экономики способствовало и открытие новых природных ресурсов. Освоение земель северо-востока Руси в XII – XIII веках, Сибири в XVII веке, привело к отсталости земледелия, господству добывающих отраслей хозяйства над производящими, замедлению социального развития.

К началу XX века страна пришла с гигантским неиспользованным потенциалом. В это время ее положение на экономико-географической карте мира коренным образом изменилось. По российским землям вновь проходили торговые пути: важнейшая «хлебная» железнодорожная магистраль Одесса – Кенигсберг и Транссибирская магистраль, связывающая Европу с Сибирью и Китаем. Россия вернула себе и прочно удержала положение европейской державы. Совершенно новую географическую ситуацию для страны создал ее выход к нефтяным месторождениям Азербайджана, хлопку Средней Азии, богатствам животноводческих районов забайкальских степей. Страна не только выкупала европейские товары и технологии, но и продавала собственные изделия на Восток. Россия стала посредником в распространении европейской цивилизации на Востоке.

Однако свой цивилизационный выбор в октябре 1917 года Россия сделала не в пользу посредника между Востоком и Западом, а в пользу основателя собственной глобальной цивилизации, построенной на уравнительных ценностях – социалистической цивилизации. Это был выбор вновь отстранивший Россию от Европы. Этот выбор можно рассматривать как цивилизационный кризис, затруднивший вхождение России в мировую цивилизацию. Проявлением этого кризиса было возобладание азиатской тенденции к самоизоляции страны (подобно Японии и Китаю в XVII веке), стремление подчинить все социальное развитие уравнительным установкам общинной культуры. Современное возвращение России в мировое сообщество – это путь преодоления цивилизационного кризиса, путь восстановления ее самобытности в союзе, а не в противостоянии с европейскими и другими развитыми капиталистическими странами. Это путь поиска компромисса ценностей национальной русской культуры и либеральных ценностей современной мировой цивилизации.

Факторы, влияющие на формирование транспортной сети железных дорог
Следует различать факторы, влияющие на формирование транспортной сети железных дорог, и факторы, влияющие на ее состав. Современная техника позволяет прокладывать железные дороги в любых районах, однако строительство и эксплуатация дорог в горах значительно дороже, чем на равнинах. Около 70% железн ...

Население
Население области составляет – 1157,9 тыс. человек (оценка на 1 января 2010 г.). Плотность населения – 48,1 человек на 1 км2. Наиболее плотно заселены центральные и южные промышленные и сельскохозяйственные районы (около 100 человек), реже – северные и северо-восточные районы (около 20–30 чел.). Ок ...

Вода Байкала
Байкальская вода уникальна и удивительна, как сам Байкал. Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. В не столь уж и древние времена она считалась целебной, с ее помощью лечили болезни. Весной прозрачность байкальской воды, измеренная с помощью диска Секки (белый диск диаметром 30 см ...