Географическое и геополитическое положение

Государство занимает свыше 4/5 Пиренейского полуострова на юго-западе Европы, а также острова Балеарские в Средиземном море и Канарские в Атлантическом океане. Общая площадь – 506 тыс. кв. км. В состав Испании входят города Сеута и Мелилья на северном побережье Африки с прилегающими к нему небольшими островами (8,105)1.

Высокие горы – Пиренеи отделяют полуостров от остальной Европы. По водораздельному хребту проходит северная сухопутная граница страны, здесь она граничит с Францией и микрогосударством Андорра, на западе – с Португалией, на юго-востоке с Гибралтаром – английским владением на берегу Гибралтарского пролива. По протяженности больше половины границ – морские. Важное узловое положение Испании между Европой и Северной Африкой, Средиземным морем и Атлантикой всегда играло большую роль в её истории. Именно испанцами совершено много великих географических открытий.

В настоящее время Пиренейский полуостров связан кратчайшими морскими и воздушными путями с Америкой. На юге страны находится мыс Марроки – крайняя южная точка всей Европы. Гибралтарский пролив, имеющий огромное судоходное значение, отделяет Пиренейский полуостров от Африки.

По отношению к центру Европы положение Испании выглядит периферийным, что тормозило её развитие в отдельные исторические периоды. И сейчас страна является периферией ЕС. Крупнейшие портовые и промышленные города севера и северо-востока находятся в стороне от важнейших центров Европы и мировых морских путей. Близость к Северной Африке и Ближнему Востоку с их огромными нефтегазовыми ресурсами способствовала созданию крупных приморских промышленных комплексов на юге страны на базе импортного топлива.

Испания находится юго-западнее всех загрязняющих промышленных центров Европы, поэтому западный воздушный перенос спасает её от «импорта» трансграничного загрязнения (10,478-479)1.

Особенности развития и размещения промышленности области
Машиностроительный комплекс Экономическое развития региона заключается : в позиционировании экономики области в масштабах экономики страны. Выгодное географическое положение области, сравнительно дешевая и квалифицированная рабочая сила, отсутствие значимых минерально-сырьевых ресурсов на территори ...

Социальное развитие Красноярска
В начале 1950 г. общая численность красноярцев составила почти четверть млн. в 1956 г. - возросла до 328 тыс., а в начале 1961 г. оно достигло 468 тыс. человек[14]. Изменился состав рабочего класса. Увеличилось количество рабочих, занятых на производстве пять и более лет. После смерти И. В. Сталина ...

Судоходные пути. Основные порты Дальнего Востока
Морские порты Дальнего Востока. Самые крупные из них, имеющие потенциальный оборот не менее 1 млн. т: - Восточный, Находка, Владивосток, Посьет, Пластун - в Приморском крае; Ванино, Де-Кастри - в Хабаровском крае; Холмск, Корсаков, Углегорск на Сахалине; Магадан - на севере и Петропавловск-Камчатск ...