Факторы, влияющие на формирование транспортной сети железных дорог

Следует различать факторы, влияющие на формирование транспортной сети железных дорог, и факторы, влияющие на ее состав. Современная техника позволяет прокладывать железные дороги в любых районах, однако строительство и эксплуатация дорог в горах значительно дороже, чем на равнинах. Около 70% железных дорог в стране имеют подъемы от 6 до 10 метров. Большие подъемы – от 12 до 17 метров – на магистральных дорогах встречаются на Урале (особенно на линии Пермь – Чусовская – Екатеринбург), в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Прямая трасса и пологий профиль железнодорожной линии с эксплуатационной точки зрения эффективны. Однако при проектировании трассы путь часто удлиняется для подхода к крупным городам и промышленным центрам, расположенным в стороне от прямой линии.

При выборе трассы железной дороги учитывается возможность осыпей, обвалов. Неблагоприятные климатические условия затрудняют строительство и эксплуатацию дорог. Природные условия могут лишь воздействовать на эксплуатационный режим уже выбранного направления пути для транспортных грузов и пассажиров.

К основным факторам, влияющих на формирование транспортной сети, в том числе и железных дорог, относятся: развитие и размещение хозяйства, направление и мощность основных внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, размещение городов и административных центров.

Сокращение дальности перевозок грузов снижает транспортные расходы в процессе производства, что имеет важное значение для хозяйства. Вопросу уменьшения средней дальности перевозок на железных дорогах уделяется большое внимание.

Из факторов, влияющих на себестоимость перевозок грузов по железным дорогам, выделяются:

а) направление перевозки;

б) размещение грузооборота (грузонапряжённость на 1 км пути);

в) техническое оснащение линии (число путей, величина подъема, род тяги – паровая, тепловозная, электровозная);

г) район расположения линии;

в) время года.

Экономико-географические особенности районов, которые определяют виды грузов, направление и размер их вывоза или завоза, обуславливают транспортные связи. Размеры и направления межрайонных и внутрирайонных связей зависит от следующих факторов: размещение производства; размещение пунктов потребления и баз хранения; технологических особенностей производства; технической структуры предприятия; планирование распределения, обмена и перевозок.

Среди других факторов, влияющих на развитие железнодорожной сети выделяются: объем капитальных вложений; уровень развития НТП; экологический фактор.

Для России, занимающей огромную часть суши земного шара и имеющей огромные расстояния между западной и восточной границами, значение транспортной системы исключительно велико.

Транспорт в России способствует решению таких важных политических задач как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов страны, обмен достижениями во всех отраслях хозяйства и областях культуры.

Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами; укрепления и развития экономической системы в решении социально-экономических проблем страны.

Природные ресурсы
Канада входит в ведущую семерку индустриально-развитых стран мира. По абсолютному объему валового национального продукта занимает седьмое место в мире. Канада одна из самых богатых стран по полезным ископаемым. Недра Канады таят в себе неисчерпаемые богатства, представляющие почти всю таблицу Менде ...

Встреча Невельского с Николаем 1
В Аяне Невельской получил долгожданную инструкцию, утвержденную императором. Отправив с курьером донесение князю Меньшикову, Невельской простился с Н. Н. Муравьевым, сдал в Охотске транспорт и направился восточным трактом в Петербург. В столице специальная комиссия (руководимый графом Нессельроде О ...

Анализ демографического развития России на мировом фоне
Население России на протяжении всего ХХ в. росло. На рис. 8 показаны темпы роста населения в 20 веке. Если бы все было благополучно, то темпы роста населения России должны были бы плавно снижаться, в соответствии с красной кривой на графике, потому что рождаемость должна была снизиться, как это про ...