Факторы, влияющие на формирование транспортной сети железных дорог

Следует различать факторы, влияющие на формирование транспортной сети железных дорог, и факторы, влияющие на ее состав. Современная техника позволяет прокладывать железные дороги в любых районах, однако строительство и эксплуатация дорог в горах значительно дороже, чем на равнинах. Около 70% железных дорог в стране имеют подъемы от 6 до 10 метров. Большие подъемы – от 12 до 17 метров – на магистральных дорогах встречаются на Урале (особенно на линии Пермь – Чусовская – Екатеринбург), в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Прямая трасса и пологий профиль железнодорожной линии с эксплуатационной точки зрения эффективны. Однако при проектировании трассы путь часто удлиняется для подхода к крупным городам и промышленным центрам, расположенным в стороне от прямой линии.

При выборе трассы железной дороги учитывается возможность осыпей, обвалов. Неблагоприятные климатические условия затрудняют строительство и эксплуатацию дорог. Природные условия могут лишь воздействовать на эксплуатационный режим уже выбранного направления пути для транспортных грузов и пассажиров.

К основным факторам, влияющих на формирование транспортной сети, в том числе и железных дорог, относятся: развитие и размещение хозяйства, направление и мощность основных внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, размещение городов и административных центров.

Сокращение дальности перевозок грузов снижает транспортные расходы в процессе производства, что имеет важное значение для хозяйства. Вопросу уменьшения средней дальности перевозок на железных дорогах уделяется большое внимание.

Из факторов, влияющих на себестоимость перевозок грузов по железным дорогам, выделяются:

а) направление перевозки;

б) размещение грузооборота (грузонапряжённость на 1 км пути);

в) техническое оснащение линии (число путей, величина подъема, род тяги – паровая, тепловозная, электровозная);

г) район расположения линии;

в) время года.

Экономико-географические особенности районов, которые определяют виды грузов, направление и размер их вывоза или завоза, обуславливают транспортные связи. Размеры и направления межрайонных и внутрирайонных связей зависит от следующих факторов: размещение производства; размещение пунктов потребления и баз хранения; технологических особенностей производства; технической структуры предприятия; планирование распределения, обмена и перевозок.

Среди других факторов, влияющих на развитие железнодорожной сети выделяются: объем капитальных вложений; уровень развития НТП; экологический фактор.

Для России, занимающей огромную часть суши земного шара и имеющей огромные расстояния между западной и восточной границами, значение транспортной системы исключительно велико.

Транспорт в России способствует решению таких важных политических задач как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов страны, обмен достижениями во всех отраслях хозяйства и областях культуры.

Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами; укрепления и развития экономической системы в решении социально-экономических проблем страны.

Анализ полученных результатов
Рис.1 Рассчитав коэффициент территориальной концентрации ВРП ЦЧЭО за 2005-2008 гг. можно произвести следующий анализ: как мы видим, коэффициент территориальной концентрации за четыре года не высок, следовательно, мы можем сделать вывод о том, что уровень географической концентрации ВРП ЦЧЭО в 2005- ...

Памятники градостроительства и архитектуры Италии
1. Флоренция. Флоренция, колыбель итальянского Возрождения обладает уникальным и богатейшим историко-художественным наследием. В историческом центре города, заключенном внутри своего собственного бульварного кольца, проложенного по линии средневековых городских стен, расположены наиболее значимые к ...

Сельское хозяйство
На его долю приходится 13,6% валового регионального продукта края и свыше 6% валовой сельскохозяйственной продукции России, в т.ч. зерна – 10%, сахарной свеклы – 20%, подсолнечника – 15%. Общая площадь сельхозугодий в крае составляет 4,4 млн. га, из них 3,9 млн. га – пашни, 70 тыс. га – сады, 32тыс ...