Из истории географического изучения территории России
Страница 10

Громадную экспедиционную работу продолжают вести учреждения академий наук и министерства геологии по изучению геологич. строения тех территорий, где открыты новые ископаемые ресурсы — алмазы Якутии, железные руды Казахстана, нефть Татарии, газы Поволжья и Прикарпатья. Важные результаты достигнуты в геологич. съёмке масштаба 1:1 000 000, которой обеспечена вся территория СССР. Большое значение приобрели исследования (в т. ч. комплексная экспедиция Ин-та географии АН СССР) в Зап. Сибири в связи с открытием там богатейших м-ний нефти и газов, проблемами гидростроительства, мелиорации и. др. Представления о геологич. строении этой территории в последние годы не только уточнились, но во многом изменились радикально. Исследования выявили здесь сложную систему геологических структур и способствовали выяснению палеогеографической истории Западно-Сибирской низменности. В связи с этим изменились представления о вост.-склоне Урала, где намечается «Второй Урал», столь же богатый комплексом разнообразных ископаемых, как и «Старый Урал». Крупные экспедиционные исследования осуществлены в засушливых р-нах юга страны, а также в Прикаспийской низменности, Южном Приуралье и Казахстане. Широкие экспедиционные исследования проводит Сибирское отделение АН по изучению лесных ресурсов. Большое значение приобрели исследования по комплексной оценке земель, систематически проводимые, напр., на Украине. В развитии исследований в высоких широтах страны и горных областях важную роль сыграли организация и проведение Международного геофизического года (1957—58) и его естеств. продолжения — года международного геофизич. сотрудничества (1959). Для осуществления программы МГГ были созданы многие стационары, напр, на Эльбрусе, Полярном Урале, на Памире. Экспедиционные исследования по компонентам ведутся гл. обр. тематические, тесно связанные с практич. целями и задачами.

Очень большие успехи достигнуты в изучении побережий, морского ложа и органич. мира арктич. и вост. морей. (Подробнее о советских исследованиях Мирового океана см. в статьях Географические экспедиции, и исследования Мирового океана в 20 веке и Географические экспедиции и исследования в Арктике и Антарктике в SO веке).

В развитии исследований наметились и качественно новые тенденции. Они выражаются в стремлении всё больше опираться на методы, свойственные точным наукам. Этой тенденции способствуют продолжающаяся дифференциация наук и появление в ней новых ветвей.

Физич. география всё более опирается на методы исследований геофизики и геохимии с применением новейших технич. средств. Это особенно отчётливо проявляется при изучении морей, вод суши и атмосферы, а также отчасти и в геоморфологии. Связь географии с геохимией приводит к оформлению геохимии ландшафтов.

Развитие экономико-географич. исследований в послевоенные годы тесно связано с важными и крупными нар.-хоз. проблемами. Изучение трудовых ресурсов основывается на данных переписей населения (1926, 1939, 1959). Экономико-географич. работы связаны преимущественно с проблемами размещения пром-сти, кооперирования отраслей произ-ва, специализацией сел. х-ва по районам. Таковы, например, экспедиции географич. ф-та МГУ — Башкирская, Нижневолжская и др., Географо-экономич. ин-та ЛГУ, Ин-та географии АН СССР.

Экономич. география начинает пользоваться методами математич. статистики и технич. средств мате-матич. обработки первичных материалов, особенно в отраслевых исследованиях, проникается идеями моделирования экономико-географич. явлений в её районном направлении. Характерной и очень важной чертой в развитии экономич. географии в данный период является всё большее внимание к проблемам географии населения, географии расселения и его типологии, территориальной динамике населения.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Сдвиги в территориальной и отраслевой структуре машиностроительного производства
Машиностро­ение — ранее привилегия только высокоразвитых стран, стало все более распространяться по всему миру, хотя у большинства стран нет «полного» профиля машиностроительных производств и вряд ли когда-нибудь будет, поскольку очень многое зависит от уровня НИОКР и квалификации рабочей силы. Тем ...

Транспорт
В Украине развиты все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный, трубопроводный. Главную роль играет железнодорожный транспорт. На него приходится 45% всего грузооборота, т.е. он перевозит 45% всех грузов. Перевозить грузы по железной дороге гораздо дешевле, чем на ...

Государственное устройство и политика
В 15 в. Албания была захвачена Османской империей, поделившей страну на несколько провинций. После поражения Турции в первой Балканской войне 28 ноября 1912 Албания обрела независимость; в декабре того же года было сформировано временное правительство. Однако вскоре страна фактически попала под про ...