Отраслевая и территориальная структура машиностроительного комплекса
Страница 3

Стоимость продукции авиационной промышленности мира в се­редине 90-х гг. XX в. оценивалась в 250 млрд долл., т.е. примерно в 4 раза меньше, чем в автомобильной. Это обусловлено особенностями выпуска продукции: производство не массовое — штучное. Так, еже­годное изготовление крупных пассажирских самолетов — авиалайне­ров — не превышает 1 тыс. То же относится к вертолетам военного и гражданского применения — 600—1200 единиц в год. Лишь выпуск легких самолетов (учебных, спортивных, деловых и др.) ведется в больших объемах ввиду значительного спроса на них и сравнительно невысоких цен (крупный авиалайнер стоит до 180 млн долл., а легкий самолет — 20—80 тыс. долл.).

Высокая наукоемкость отрасли — результат особой сложности продукции отрасли. На разработку новых конструкций боевой и граж­данской авиационной, а тем более ракетно-космической техники ухо­дит от 5 до 10 лет. Это обусловли­вает очень высокие расходы на НИОКР. Весь уровень расходов на конструирование и создание продукции АРКП настолько велик, что могут позволить себе только немногие фирмы нескольких про-мышленных государств мира.

Высокая степень капиталоемкости АРКП определяет и соответтвенно высокую монополизацию отрасли: в ведущих странах насчи­тывается лишь по нескольку (3-4) фирм этой отрасли. Чрезвычайно жесткая конкуренция способствует слиянию даже крупных фирм внутри одной страны («Боинг» и «Макдоннелл-Дуглас» в США) и фирм разных стран в Западной Европе («Эйрбас индастри», объеди­нившая авиационные фирмы Франции, ФРГ, Великобритании и Ис­пании). Цель европейского объединения — противостояние проду­центам авиатехники США. О роли монополий можно судить по тому, что в 1996 г. около 90% крупных гражданских авиалайнеров (на 100 и более пассажиров) давали две фирмы в мире: «Боинг» и «Эйрбас». Выпуск двигателей ограничивался также 10 фирмами.

Структура АРКП промышленных стран сложна: в ней выделяется ракетостроение, производство космических аппаратов как новейшие самостоятельные отрасли; авиационная промышленность представ­лена производством разных типов самолетов и вертолетов, двигате­лей, авионики (электронного оборудования). Хотя технология ракет­ного производства освоена многими странами, космические корабли многоразового использования — только США, а постоянную космическую станцию создали лишь в СССР.

В настоящее время самолеты и вертолеты делают более 20 стран мира, однако их возможности производства неодинаковы как в из­готовлении гражданской, так и, особенно, военной авиатехники. Крупные авиалайнеры на 100-400 пассажиров выпускают только США, объединенная фирма ведущих государств Западной Европы — «Эйрбас», а также государства СНГ (Россия, Украина, Узбекистан). Они же могут изготовлять супергрузовые транспортные самолеты. Эти самолеты с дальностью полета до 10 тыс. км и более предназначены обслуживать межконтинентальные авиалинии. Указанные государст­ва и ряд других (Бразилия, Канада, КНР) производят лайнеры с чис­лом пассажиров до 100 для внутриконтинентальных линий.

Все большее значение приобретает выпуск легких гражданских самолетов для разных целей. Самые дешевые и массовые — «дело­вые», для патрулирования, полицейские, спортивные, санитарные с числом посадочных мест до 10. В 2005 г. количество таких самолетов, находящихся в эксплуатации в разных странах, оценивалось в мире в 330 тыс. Сюда же относятся легкие вертолеты для тех же целей. производством таких легких и дешевых самолетов занимаются фирмы многих стран, имеющие авиазаводы и выпускающие их по зарубежным лицензиям.

В производстве военных самолетов всех типов — от стратегичес­ких бомбардировщиков до истребителей, тренировочных и военно-транспортных — вне конкуренции были США и СССР. Они распо­лагали опытными кадрами в НИОКР, в самолетостроении, на пред­приятиях и ориентировались на обеспечение национальных программ развития военной авиации. В большинстве других государств техни­ческие и научные возможности были меньше, и они производили пре­имущественно истребители, средние фронтовые бомбардировщики и штурмовики. Многие из них выпускали вертолеты по лицензиям или собственных конструкций.

Страницы: 1 2 3 4

Проблемы и перспективы развития района
В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском крае значительно снизилось производство маргариновой продукции ,на Камчатке и в ...

Тектонические озера
Озера Хмелевского Название – озера Хмелевского предложено известным географом и писателем Ю.К. Ефремовым. В начале XX века (1909-1914 гг.) В.Ф. Хмелевский, член Крымско-Кавказского горного клуба, владелец земельных участков вблизи озер, исследовал флору и климат Красной Поляны, был научным руководи ...

Постановка задачи, изучение литературных и фондовых материалов
Началом исследования является получение или самостоятельная постановка задания, которое достаточно ясно определяет основную цель исследования и разработку программы. Далее производится поиск (мобилизация) материалов, касающихся избранной территории и направления работ. Все обнаруженные опубликованн ...