Пути решения экологических проблем региона
Страница 2

Глава 3 Особенности изучения материала о Прикаспийском регионе в школьной программе по географии

Изучив собранный из разных источников материал о Прикаспийском регионе, я решила изучить материал о регионе в школьной программе по географии. Для этого я ознакомилась со школьной программой и учебниками 8 и 9 классов, где изучают географию Казахстана.

В учебнике 8 класса нет отдельного параграфа, посвященного Прикаспийскому региону, но в других разделах дается краткая физико-географическая характеристика.

Так, в начале учебника в истории географических исследований территории Казахстана такие ученые как Геродот, Страбон, Птолемей в своих трудах дают нам первоначальные географические сведения о Каспийском море.

В разделе «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Казахстана» описывается древняя Восточно-Европейская платформа, на которой расположена Прикаспийская низменность, а также показаны карты тектоническая, геологическая и рельеф Казахстана. На них можно посмотреть какие структуры соответствуют региону. Наиболее полное описание рельефа дается в параграфе «Равнины Казахстана», где целый абзац посвящен Прикаспийской низменности. Прочитав этот абзац, можно сделать вывод, что рельеф низменности однообразен. Она сложена морскими и речными отложениями (пески, глины, ил). Здесь больше всего обширных плоских глинистых равнин и песчаных массивов – Нарын, Батпайсагыр, Бозанай, Каракумы и другие.

Говоря о полезных ископаемых, то здесь отмечены крупные месторождения нефти и газа, которые расположены в Прикаспийском регионе.

В разделе «Климат Казахстана» дается общая информация по всему Казахстану, поэтому, внимательно ознакомившись с материалом учебника и проанализировав климатические карты можно самим сделать выводы о климате Прикаспия.

В следующем разделе «Внутренние воды Казахстана» есть один параграф «Каспийское море». Здесь описывается местоположение моря, рельеф дна, климат, гидрологические особенности, животный мир и его хозяйственное значение.

Так как растительный и животный мир Казахстана очень разнообразен, то в учебнике описываются некоторые виды, но здесь отмечены куланы, джейраны, сурки, которые обитают в зоне пустынь и полупустынь.

Наиболее подробно можно рассмотреть флору и фауну Прикаспийского региона в разделе «Природные зоны Казахстана. Зона пустынь и полупустынь».

Во II части учебника «Характеристика крупных физико-географических территорий Казахстана» целый параграф посвящен Восточно-Европейской равнине. Здесь дается ее краткая характеристика: географическое положение, рельеф и геологическое строение, полезные ископаемые, климат, реки и озера, природные зоны, растительный и животный мир. Это материал служит как бы обобщающим по все пройденным темам.

В последней части учебника «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана» есть абзац, посвященный экологическим проблемам Каспийского моря.

Просмотрев материал учебника, я сделала вывод, что информации для изучения физической географии Казахстана много. Но я думаю, что для настоящего учителя, который желает расширить кругозор учащихся, необходим дополнительный интересный материал для изучения какой-либо темы.

Страницы: 1 2 3

Диагностика природно-ресурсного потенциала
Природно-ресурсный потенциал региона характеризует совокупность естественных ресурсов и служит предпосылкой и фактором регионального накопления, является условием привлечения дополнительных инвестиций и основой развития местной экономики. Попытка количественной оценки природно-ресурсного потенциала ...

Размещение ведущих отраслей хозяйства
Промышленность является ведущей отраслью материального производства, где занято около 350 млн. человек. За последнее столетие промышленное производство выросло более чем в 50 раз. В зависимости от времени возникновения отрасли промышленность делят на три группы: 1) старые отрасли, возникшие во врем ...

Изменения мирового демографического контекста, выгодные для России и анализ возможностей изменения демографической ситуации в России
Поскольку мы сейчас все рассматриваем с позиции России, естественно, возникает вопрос: можно ли как-то изменить мировой контекст, чтобы он стал более благоприятным для нее? Ведь столь стремительный рост мирового населения, в том числе — и особенно — рост населения в странах азиатского континента ни ...