История изучения рек Красноярского края
Страница 2

(XVIII -первая половина XIX века). В петровскую эпоху, как и в последующие периоды, большое значение придавалось изучению рек, прежде всего как транспортных путей. Для этого были остро необходимы точные карты речной сети, составленные с помощью инструментальных наблюдений. В появлении первой точной карты бассейна Енисея основная заслуга талантливого геодезиста Петра Чичагова. В 1725-1730 годах он выполнил первую приборную съемку этого бассейна: заснял 2500 километров главной реки (от устья Ои до устья Енисея), его левые притоки (нижнее течение Абакана, Сым, Елогуй, Кемь, Кас и Турухан) 500-километровый участок нижнего течения Ангары и ее крупного притока — Тасеево, правые притоки Енисея Оя, Туба, Мана и Кан. Им были также обследованы низовья более северных притоков. В те же годы большую часть бассейна Верхнего Енисея засняли А. Кушелев и М. Зиновьев.

Важное значение для познания закономерностей природной среды Сибири имела первая правительственная научная экспедиция под руководством Даниила Готлиба Мессершмидта в 1720-1727 годах. Среди ее многих научных трудов описание участков Енисея и Абакана в Минусинской котловине, первое полное описание Нижней Тунгуски, с выделением порогов, быстрин, устьев 56 притоков и разделением ее по характеру берегов на три участка. В конце экспедиции Мессершмидт проплыл по всей Ангаре, дав первое описание ее порогов.

Героическая страница в истории изучения сибирского Севера была вписана участниками Великой Северной экспедиции, ее деятельность подробно изложена в исторической и географической литературе. В изучение речной сети севера рассматриваемой территории наибольший вклад внесли. Второй отряд экспедиции, под руководством Д. Овцына и Ф. Минина, и Третий отряд, под руководством В. Прончищева, X. Лаптева и С. Челюскина. Ими впервые были засняты геодезической съемкой и описаны реки, впадающие в Северный Ледовитый океан, в том числе такие крупные, как Пясина, Таймыра, Хатанга. Речная сеть полуострова Таймыр изображена на составленной карте близко к современным представлениям.

В середине — второй половине XVIII века реки как один из элементов природы изучаются в комплексных экспедициях, организованных Академией наук. Здесь, прежде всего, нужно назвать исследования профессора И. Г. Гмелина, в 1738 году подробно обследовавшего ангарские пороги и отрезок от Енисейска до Туруханска, а через год отрезок от Абакана до Красноярска. Позднее он правильно выделил основные водоразделы Южной Сибири. Притоки Енисея в Западном и Восточном Саяне -Ус, Амыл, Казыр, Кизир, Кантегир и другие — были впервые изучены в 1772-1781 годах пограничным комиссаром и геодезистом Е. Пестеревым. За 10 лет он прошел труднодоступные долины главных рек. Итогом его исследования стала первая схематическая карта речной сети Саян.

Среди наиболее важных для изучения бассейнов рек края — экспедиции П.А. Чихачева и А.Ф. Миддендорфа. П.А. Чихачев, геолог и географ, в 1742 году внес ясность в строение рельефа и речной сети труднодоступного района на границе Алтая и Западного Саяна, открыл истоки Большого и Малого Абакана, описал другие притоки реки Абакан, а также реку Кантегир.

Крупнейшей экспедицией было путешествие Л.Ф. Миддендорфа в 1842-1845 годах, прошедшего по Енисею от Красноярска до Дудинки, через озеро Пясино на реку Хатангу и затем на Таймыр. Экспедиция подтвердила и уточнила материалы Великой Северной экспедиции; в числе других особенностей природы были изучены реки Нижняя и Верхняя Таймыра, причем топографом В.В. Вагановым была составлена карта бассейнов этих рек.

В конце XVIII — начале XIX веков в России начались первые специальные исследования рек, прежде всего для целей судоходства. Эти работы стали систематическими после учреждения департамента водяных коммуникаций. Стали производиться изыскания водных путей и трасс соединительных каналов, в том числе изучены межбассейновые соединения Оби и Енисея.

Таким образом, за время второго этапа изучения рек в течение полутора веков с достаточной достоверностью нанесена на карту речная сеть территории, выполнены описания основных рек и начались их специальные изыскания.

Третий исторический этап

(с середины XIX века до Великой Октябрьской революции) совпадает с быстрым развитием в Сибири капиталистических отношений. Возникла необходимость в более тщательном изучении водных ресурсов в связи с перспективами промышленного освоения (прежде всего — добычей полезных ископаемых), в южной полосе — сельского хозяйства, включая орошение, позднее — гидроэнергетического строительства, лесосплава и сооружения железной дороги, а также для более интенсивного развития традиционных отраслей — водного транспорта и рыбной ловли.

Страницы: 1 2 3 4

Судоходные пути. Основные порты Дальнего Востока
Морские порты Дальнего Востока. Самые крупные из них, имеющие потенциальный оборот не менее 1 млн. т: - Восточный, Находка, Владивосток, Посьет, Пластун - в Приморском крае; Ванино, Де-Кастри - в Хабаровском крае; Холмск, Корсаков, Углегорск на Сахалине; Магадан - на севере и Петропавловск-Камчатск ...

Место железнодорожного транспорта в структуре единой транспортной системы
Понятие транспорта можно разделить на инфраструктуру, транспортные средства и управление. Инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т.д.), также транспортные узлы и ...

Границы
Граница в географии — это четко определенная линия на земной поверхности, которая отделяет, одни явления от других. Если это явления природные, то имеем природные границы (например, между морем и сушей, материком и океаном); в том случае, когда явления общественное, то границы экономические (между ...