Из истории географического изучения территории России
Страница 1

Накопление первоначальных географических сведений о территории России в русских источниках

Разнообразные и достоверные сведения о природе и хозяйстве различных участков территории России содержатся в монастырских летописях. Первым такого рода источником считается "Повесть временных лет" киевского летописца Нестора, относящаяся к 1114-1116 гг. В ней имеется масса сведений о природе и хозяйстве юго-западных и центральных районов Русской равнины. Из летописей известно, что новгородцы посещали северные моря (Белое и Баренцево) еще в XI столетии, на Груманте (Шпицбергене) бывали начиная с XII в. В XV в. они посещали Новую Землю, а с XVI в. регулярно занимались промыслом на этих островах.

И.П. Магидович (1957) подчеркивает, что весь север Евразии (за исключением Скандинавского полуострова и Мурманского берега Кольского полуострова) был открыт русскими. Русские были первыми европейцами, свободно плававшими по северным морям за несколько столетий до англичан и голландцев, претендующих на роль первооткрывателей этих морей. Баренцево же море вплоть до XIX в. носило название Мурманского

или Русского моря

.

"Начальная летопись" свидетельствует о том, что новгородцы уже к концу XI в. посещали Печору — самую далекую область (Неверной Европы. В этой же летописи за 1096 г. или начало 1097 г. помещены сведения о крайней северо-западной области Сибири, которая находится за высокими горами, заходящими в "морскую луку". Правда, из записи остается неясным, посещали ли новгородцы эту землю или только получали оттуда пушнину в обмен на железные изделия. Однако в XII столетии новгородцы уже владели всем европейским севером от Кольского полуострова до Печоры и перешагнули за Каменный Пояс (Урал). Тягу новгородцев к постоянному расширению своих земель порождали, безусловно, экономические интересы — поиски новых промысловых угодий, заставлявшие их продвигаться все дальше на север, к богатым рыбой, зверем и птицей северным берегам, к Студеному морю, а затем и за Камень, т.е. на восток. Новгородцы не только открыли северные берега Европейской России, но и проложили к ним пути, организовали промыслы, осели по низовьям и в устьях рек, "образуя как бы русские оазисы среди безлюдных лесов" (Платонов С.Ф.), т.е. освоили северные районы.

Не позднее XII в. русские познакомились со страной Коми, которая к XIV в. вошла в состав Московского княжества, а русские стали проникать в более южную "Пермь Великую", которая в конце XV в. также была включена в Московскую Русь.

В ростовской летописи середины XIV в. говорится о том, что новгородцы не только были к этому времени на Оби, но и воевали там с двинянами. Им известны были северная часть Урала (до реки Шугор) и Зауралье до Оби.

В конце XV в. большой поход в Западную Сибирь предприняли московские воеводы. Во время этого похода была открыта самая высокая часть Уральских гор и впервые определено их истинное простирание "от моря до моря", т.е. с севера на юг. Московские дружины прошли мимо Тюмени "в сибирскую землю" и дальше по Иртышу.

К концу XIV — началу XV вв. русским промысловым людям было известно уже четыре пути в Западную Сибирь: северный путь — морем и три сухопутных — через Урал, самым южным, из которых был путь из бассейна Камы до р. Чусовой в Иртыш через Туру, Тавду и Тобол.

При Иване IV (Грозном) после покорения русскими казанских татар и захвата Астрахани царские владения протянулись до Каспийского моря, и Волга на всем протяжении стала русской рекой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Внешнеэкономические связи
Распад СССР, потеря портов на Балтике и Черном море, заселение азиатских регионов России и растущее общемировое значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) диктуют возможность стратегического развития внешнеэкономического мира. Россия осуществляет сегодня внешнеэкономические связи со всеми стран ...

Система сельского расселения
Сеть сельских поселений Приморской зоны представлены 411 населенными пунктами со средней людностью 898 человек. Этот показатель по области составляет 1578 населенных пунктов со средней людностью 539 человек. Т.е. в Приморской зоне находится 56,9% сельских населенных пунктов Одесской области. Самая ...

Характеристика железнодорожного транспорта России
Железная дорога – транспортное предприятие с комплексом технических средств и сооружений (подвижной состав, станции, устройства автоматики и телемеханики, диспетчерская централизация и т.п.) для перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты в специализированных вагонах, перемещаемых локомотивами по р ...