Из истории географического изучения территории России
Страница 2

В самом конце XVI столетия был издан первый атлас России (централизованного русского государства) "Большой чертеж всему Московскому государству". Он не сохранился до наших дней, но судя по "Книге Большому Чертежу", представлял собой дорожный атлас, охватывающий территорию от Днепра до Оби и от Лапландии до Крыма, Кавказа и Бухары. Сама эта книга представляла собой географическое описание территорий вдоль рек, являющихся основными транспортными путями. Оно было составлено на основе писцовых книг, в которых давались описания территории и приводилась инвентаризация угодий.

По мере расширения границ русского государства на восток все большее внимание привлекает к себе Сибирь. Уже в середине XVI в. ряд районов Западной Сибири платил дань Москве и признавал власть русского царя. Во второй половине XV в. в южной части Западной Сибири усилилась власть хана Кучума, который подчинил себе племена от Урала до Оби и от низовий Иртыша до Барабинской степи и провозгласил себя сибирским ханом. Кучум не только нападал на русских людей в Западной Сибири, но даже организовывал набеги в бассейн верхней Камы. Для борьбы с ханом Кучумом был отправлен отряд Ермака.

Поход Ермака в Западную Сибирь (1581-1584 гг.) имеет огромное значение не только для истории русского государства.

Он является важной вехой в истории русских и мировых географических открытий, так как знаменует начало эпохи великих русских географических открытий в северо-восточной части Азии

.

С похода Ермака начинается целый ряд походов русских промышленников (промысловых людей, от слов "промышлять", "промысел") и служилых людей, известных под названием землепроходцев; начинается период хождения россиян "встречь солнца", завершившийся выходом к Тихому океану. В 1587 г. был основан Тобольск

, более двух столетий остававшийся главным городом Западной Сибири. В 1610-1619 гг. русские были уже и на берегах Енисея. Вскоре они перешли на правый берег Енисея и двинулись дальше на восток, к бассейну Лены. Путь их проходил по двум крупным притокам Енисея — двум Тунгускам — Нижней и Верхней (Ангаре). Началось открытие Среднесибирского плоскогорья.

В 1632 г. был заложен Якутский острог

, который в дальнейшем стал отправным пунктом для русских походов не только на восток, но и на север, к Студеному морю, а позднее и на юг — к реке Шилкару (Амуру) и Теплому морю (Тихому океану). Первым из европейцев к северо-западным берегам Тихого океана вышел Иван Москвитин

"со товарищи" в 1639 г. Таким образом, чтоб прошагать бесконечную дремучую тайгу, топкие болота, проплыть бурные сибирские реки и выйти к Охотскому морю, россиянам потребовалось менее 60 лет.

В 1643-46 гг. Василий Поярков

вышел из бассейна Алдана на Зею и спустился по Амуру к его устью. В 1647 г. было заложено Охотское зимовье, на месте которого возник город Охотск

, ставший окном России в Тихий океан и Северную Америку. Из Охотска до начала XIX в. снаряжались практически все экспедиции в северную часть Тихого океана и к берегам Америки, а также первое русское кругосветное плавание.

В 1648 г. Семен Дежнев

и Федот Попов,

выйдя на плоскодонных судах-кочах в поход из устья Колымы, обогнули материк с северо-востока и вышли к берегам Тихого океана, доказав отсутствие связи между Азией и Северной Америкой. Однако "отписка" С. Дежнева об этом путешествии затерялась в Якутском архиве и была найдена лишь в 1736 г., т.е. 88 лет спустя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Почвы
С. А. присуще большое разнообразие почв - от полярных до тропических, с преимущественным распространением типов, формирующихся в результате процессов бореального и субтропического почвообразования. В сев. части материка контуры однотипных почв вытянуты в виде зон в субширотном направлении, Для сев. ...

Национальная структура населения в дальневосточных субъектах Российской Федерации
Согласно данным всероссийской переписи населения 2002 года в Дальневосточном федеральном округе проживало на 9 октября 2002 г. 6 млн 692 тыс. 865 чел., что составляет 4,61 % населения России. Национальный состав: - русские в 5 млн 470 тыс. 759 чел. (81,74 %) - якуты в 435 тыс. 610 чел. (6,51 %) - у ...

Транспортный комплекс Липецкой области
Транспортный комплекс Липецкой области является важнейшей составной частью социальной и производственной инфраструктуры региона. Его устойчивое функционирование является одним из необходимых условий подъема экономики области. Без его надежной работы невозможно обеспечить социально-экономическое бла ...