Загрязнение подземных вод
Страница 1

Проблема защищенности и охраны подземных вод от загрязнения имеет исключительно важное значение в связи с большим дефицитом доброкачественных водных ресурсов, характерным для аридной территории казахстанского Прикаспия.

В результате очередной трансгрессии Каспийского моря в окружающей среде произошли существенные изменения, выразившиеся в развитии ряда негативных процессов. Со стороны подземных вод также наметились определённые тенденции, связанные с изменением условия их питания, разгрузки, поступления в водоносные горизонты вредных загрязняющих веществ.

Загрязнение подземных вод в пределах более широкого ареала их распространения (в пределах всей Прикаспийской впадины) до последнего времени достаточно детально контролировались системой режимных наблюдений Центра по мониторингу подземных вод Комитета геологии и охраны недр, ныне входящего в систему Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан. По результатам этих наблюдений основное внимание обращалось на охрану месторождений подземных вод с утвержденными запасами подземных вод по промышленным категориям в разрезе административных областей прикаспийского региона. В целом, состояние их хорошее, однако в отдельных случаях отмечены повышенные содержания в них бора (4-10 ПДК), хрома (3-5 ПДК) в водозаборах Илекской зоны Актюбинской области; фенола (1-2,5 ПДК), нитратов (1-6 ПДК), алюминия (1-1,5 ПДК) в западно-Казахстанской области (пос. Дарьинское, Подстепный и др.); нефтепродуктов (1-2 ПДК) в Атырауской области (г. Атырау, г. Кульсары, пос.Каратон и др.); тяжелых металлов – в грунтовых водах в пригородах г. Актау (у хвостохранилища Кошкар-Ата и др.).

Качество морских вод прибрежной зоны и непосредственно тесно связанных с ними грунтовых вод (ГВ) этих территорий очень близко.

В местах сезонной ветровой нагонной деятельности концентрация загрязняющих веществ может снижаться, однако в случае подпора ГВ со стороны моря или защитных сооружений, в результате интенсивной испарительной концентрации общая солёность и содержание вредных веществ может возрасти до значительных пределов.

Анализ существующей ситуации и солевой баланс прибрежных ГВ свидетельствуют о том, что процессы засоления их, а с ними почвогрунтов, будут локализованы в пределах относительно узкой прибрежной полосы. Ширина её будет колебаться в зависимости от конкретных гидрологических условий каждого отдельно взятого участка. По-видимому, резкого возрастания процессов засоления ГВ в предстоящие годы наблюдаться не будет, пока будет продолжаться процесс общего подъёма уровня моря.

Для казахстанской части поборежья Каспийского моря и глубоких частей акватории предстоит выяснить возможность субмаренной разгрузки подземных вод напорных горизонтов альб-сеномана и более древних. По данным исследований Института водных проблем РАН практически величина подземного стока со стороны казахстанской части побережья принимается равной нулю.

Особое значение при организации мониторинга окружающей среды Прикаспийского региона приобретают наблюдения за изменениями уровня подземных вод в связи с развитием весьма нежелательных процессов подтопления и затопления прибрежных земель. Значительный ущерб от этого явления ежегодно несут промышленность, гражданские и сельскохозяйственные объекты, вся инфраструктура (связь, дороги, трубопроводы, электрические сети и т. д.).

Страницы: 1 2

Хозяйственная роль саванн
Саванны играют очень большую роль в хозяйственной жизни человека. По климатическим и почвенным условиям саванны благоприятны для тропического земледелия. В настоящее время значительные участки саванн расчищены и распаханы. Значительные площади здесь распаханы, выращиваются зерновые, хлопчатник, ара ...

Диагностика природно-ресурсного потенциала
Природно-ресурсный потенциал региона характеризует совокупность естественных ресурсов и служит предпосылкой и фактором регионального накопления, является условием привлечения дополнительных инвестиций и основой развития местной экономики. Попытка количественной оценки природно-ресурсного потенциала ...

Транспортная инфраструктура
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, по ...