Территориальная организация новейших отраслей промышленности
Страница 3

Специализация ряда фирм на определенных классах и типах ком­пьютеров отражает их борьбу за рынки сбыта. Так, в США узкоспе­циализированы на производстве суперкомпьютеров фирмы «Крей» и «Контрол Дэйта», в Японии — «НЭК», «Хитачи», «Фудзицу»; пер­сональные компьютеры — «Компак», «ИБМ» и «Эппл» выпускают в США. Конкуренция и рыночная конъюнктура вынудила даже «ИБМ» выпускать наряду с суперкомпьютерами и персональные. Рынок за­ставляет многие фирмы искать свои экономические ниши, часто ме­нять ассортимент компьютеров, разрабатывать все новые типы и модели аппаратуры.

Компьютеры выпускают более тысячи фирм мира, однако подав­ляющую их часть дают 20-25 крупнейших. В производстве компью­теров самая высокая во всей электронной промышленности концент­рация капиталов, научного потенциала и производственных фондов. В ряде государств компьютерные фирмы имеют широкую правитель­ственную поддержку (например, в США получают огромные и вы­годные военные заказы, торговая политика Японии особо учитывает их экспортные интересы, в СССР почти все компьютеры изготавли­вались на привилегированных предприятиях военно-промышленного комплекса). За рубежом все это способствовало формированию мощ­ных ТНК, контролирующих международный компьютерный рынок. Среди них абсолютный лидер — »ИБМ», на долю которой приходит­ся свыше половины мировой компьютерной продукции, это одна из ведущих фирм США. Вторая в мире по величине продаж компьюте­ров японская «Фудзицу» дает продукции по стоимости почти в 5 раз меньше.

Ведущие компьютерные ТНК возникли в развитых государствах с наилучшими экономическими и научно-техническими предпо­сылками для выпуска этой сложной продукции. Из 20 крупнейших компьютерных фирм мира более половины находятся в США. Вели­ка также роль японских ТНК, ряд которых входит в первую десятку, самые большие западноевропейские фирмы располагаются лишь во втором десятке (например, «Филипс» занимает только 12-е место). Деятельность компьютерных фирм вышла далеко за пределы на­циональных границ. Их представительства, дочерние фирмы и фи­лиалы созданы в десятках развитых и развивающихся государств. Наи­более широкую их сеть организовали США и Япония в странах За­падной Европы и Азии. В последние годы ТНК проникли в государ­ства Восточной Европы, в том числе в Россию, участвуя в совместных предприятиях.

Однако сохраняются заметные различия в качестве продукции, изготавливаемой в отдельных группах стран. Компьютеры США, Япо­нии, Западной Европы ориентированы на уровень требовательного рынка и отличаются самым высоким качеством. Эта продукция тща­тельно контролируется, характеризуется своей энергоэкономичнос­тью и экологичностью («зеленые компьютеры»). Их определяют как компьютеры так называемой белой сборки. В ряде же новых инду­стриальных стран многие местные фирмы (кроме входящих в ТНК) собирают компьютеры по *отверточной технологии* из импортных комплектующих, с малой долей собственных деталей не самого вы­сокого качества. Они отличаются меньшей надежностью, худшими технико-экономическими параметрами и предназначены для менее состоятельного и менее требовательного покупателя. Эти компьютеры относят к изделиям желтой сборки. Продукцию заводов Восточной Европы со всеми ее преимуществами и недостатками именовали «красной сборкой».

География компьютерной промышленности мира определяется де­ятельностью ведущих фирм в своей стране и за рубежом. Высокий уровень финансовой, научно-технической и организационной кон­центрации производства компьютеров в крупнейших ТНК предопре­делил столь же высокий уровень концентрации их выпуска. Он сло­жился в сравнительно немногих странах и регионах мира. Особенно выделяются США, компьютерная продукция которых в отдельные годы составляла от 40 до 60% мировой. Доля Японии, Западной Ев­ропы, стран Юго-Восточной Азии не превышает 10—15% (каждой из них). Наиболее существенные различия между странами — в ассор­тименте продукции, ее качестве, скорости обновления моделей.

Активные электронные компоненты — главные комплектующие изделия для подавляющего большинства видов продукции электрон­ной промышленности. Стоимость их производства в мире за 1958-2000 гг. увеличилась с 340 млн до 146 млрд долл. К активным ком­понентам относятся все полупроводниковые элементы. Ассортиментактивных компонентов быстро расширяется за счет освоения новых, все более сложных и специализированных видов и типов, предназна­ченных для самых разнообразных конечных изделий электронной промышленности. Первый образец заводского транзистора появился в 1948 г., а уже спустя десятилетие их ежегодное мировое производство превысило 1 млрд шт. Изготовление первых интегральных схем на­чалось только в 60-е гг. (около 50 млрд шт. в конце 90-х гг.). Их доля в общем выпуске активных компонентов непрерывно росла, что ко­ренным образом изменило всю структуру. На интегральные схемы приходится 4/5 стоимости полупроводников в мире.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Перу́
ПЕРУ́, Республика Перу (Republica del Peru), государство на западе Юж. Америки. Площадь 1285,2 тысяч кв.км. Население 27544,3 млн. человек (2004), около половины - индейцы кечуа и аймара, остальные - испаноязычные перуанцы. Официальный язык - испанский и кечуа. Верующие - главным образом катол ...

Рекреационные ресурсы Закарпатья
Приграничное положение в сочетании с рекреационным потенциалом способствует превращению области в курортно-туристический комплекс. Туристов привлекают в Закарпатье красота ландшафтов, минеральные источники и термальные воды, развитая сеть санаториев и туристических баз, а также самобытная культура ...

Культура
Многие элементы канадской культуры очень близки к культуре Соединенных Штатов Америки, включая кино, телевидение, одежду, жилище, частный транспорт, потребительские товары и продукты питания. Несмотря на это, Канада обладает своей собственной уникальной культурой. В Канаде работает много оркестров ...