Территориальная организация новейших отраслей промышленности
Страница 6

По степени электронизации хозяйства и быта Япония уступает среди крупных государств только США, а по некоторым позициям превосходит и их. Так, в японской промышленности задействовано около половины всех роботов в мире. Страна — вторая по общему количеству используемых компьютеров и другой сложной электрон­ной техники. Велика насыщенность японского общества и бытовой электронной аппаратурой. В немалой мере это обусловлено высоким уровнем производства электронной продукции в расчете на душу на селения — 3653 долл. в 2004 г., тогда как в США этот показатель со­ставлял 1932, а в Западной Европе 538 долл.

Структура электронной промышленности Японии отражает осо­бенности ее формирования, достигнутые успехи науки, технологии и техники, приоритетное значение внешнеторговых связей для стра­ны. Ведущие позиции заняли в производстве наукоемкие экспортные товары; компоненты — до 35% и компьютеры — около 25%. Их сум­марная доля (примерно 3/5 стоимости всей продукции отрасли) даже несколько выше, чем в США. Очень четко подчеркивает традицион­ную экспортную роль японской бытовой электроники ее все еще вы­сокий удельный вес в структуре — до 20%. Однако и для нее харак­терно преобладание выпуска сравнительно дорогостоящих иннова­ционных изделий: Япония дает 100% видеодисковых проигрывателей в мире, 89% — видеокамер, 62% — видеомагнитофонов, 52% — ком­пакт-дисковых проигрывателей.

География японской электронной промышленности четко отра­жает все особенности развития отрасли. С середины 80-х гг. идут ак­тивные процессы перемещения многих трудоемких производств в за­рубежные страны с дешевой рабочей силой или устойчивым рынком сбыта японских электронных товаров. Вне Японии работает около 800 предприятий ее электронных фирм: 400 в странах Азии, почти 130 в США, более 100 в Европе. Только одна фирма «Мацусита» со­здала более 100 заводов в 40 странах. В Юго-Восточной Азии сначала выпускали массовую аудио- и видеоаппаратуру, а затем и более слож­ные изделия — кинескопы, полупроводники, видеомагнитофоны. В самой Японии сохраняются лишь самые высокотехнологичные производства, например, изготовление интегральных схем и компью­теров новых поколений, телевизоров высокой четкости изображения. Производства именно этой продукции чаше всего переносятся из перенасыщенных промышленностью городов тихоокеанского инду­стриального пояса Японии в ее новые центры, в том числе в уже существующие и создаваемые технополисы.

Япония добилась наибольших в мире успехов во внешней торговле электронными товарами. На протяжении всего периода развития от­расли политика в области торговли ее изделиями направлена на все­мерное поощрение экспорта. Этим объясняется очень высокая экс­портная квота для продукции электронной промышленности, состав­ляющая до 35-50%. Одновременно жесткие тарифные и другие ог­раничения способствовали максимальной защите внутреннего рынка от конкурентных иностранных электронных товаров. Импорт пос­ледних в 10 раз меньше их экспорта. Тем самым достигается очень большое положительное сальдо внешнеторгового баланса изделиями отрасли и всей внешней торговли Японии.

Западная Европа в целом обладает не меньшими, чем США (не говоря уже о Японии), научными, финансовыми, техническими и другими предпосылками для развития электронной промышленнос­ти. Так, в Европе впервые в мире были проведены научные исследо­вания в области электротехники и электроники, созданы производ­ства продукции этих отраслей. Суммарная потенциальная емкость ев­ропейского рынка для электронных товаров гораздо больше, чем в США или Японии. Сравнительно медленное послевоенное развитие от­расли в регионе было обусловлено:

1) отсутствием единого регионального рынка, относительной изолированностью и узостью многих национальных рынков Западной Европы;

2) слабым участием отрасли во внерегиональном экспорте ее продукции;

3) затянувшейся структурной, технической и организационной перестройкой электронных производств в Западной Европе в 1955-1965 гг.;

4) мощной конкуренцией бурно растущей электроники США и Японии.

Степень электронизации хозяйства и быта в Западной Европе остается для большинства государств региона меньше, чем в США. Ее 1 в значительной мере сдерживал недостаточный уровень производства продукции электронной промышленности. Это видно из сравнения стоимостных показателей потребления электронных товаров на душу населения в Японии, США и Западной Европе. В 1990 г. оно состав­ляло (учитывая производство, экспорт и импорт продукции): Япо­ния — 1200 долл., США — 1100 долл., Западная Европа — 900 долл. Отдельные государства региона сильно отличаются по этому показа­телю и лишь немногие из них (ФРГ, Франция, Швейцария, Швеция и некоторые другие) достигли или даже превзошли уровень Японии и США.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мастерство и дизайн в ранней картографии
Карты играют в жизни человека важную роль. Можно рассматривать их как конечный продукт географических исследований и открытий, а можно — как средство графического представления земной поверхности. В любом случае совершенно естественно, что ранние картографы стремились превратить свои карты, кроме в ...

Региональная политика государства
Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференц ...

Торговые возможности
Основные товары, производимые в регионе Продовольственные товары В крае производится более трети (от общероссийского производства) сахара-песка (2 млн. т), 6% – твердых сыров и консервированных молочных продуктов, масло растительное (367 тыс. т или 24%) и плодоовощные консервы (416 млн. усл. банок ...