Территориальная организация новейших отраслей промышленности
Страница 4

Производство активных компонентов сосредоточено преимущест­венно в крупных ТНК, их многочисленных филиалах и дочерних предприятиях в разных странах мира. Уже в начале 80-х гг. на долю 20 ведущих продуцентов приходилось 75% мирового выпуска этой продукции, в том числе на 10 крупнейших — более 50%. Эта их роль сохранилась до сих пор. У фирм — изготовителей активных компо­нентов технический уровень производства одинаково высок, поэтому идет ожесточенная конкурентная борьба за лидерство между нацио­нальными фирмами и национальных фирм с зарубежными.

Например, в 1984-1991 гг. впереди были японские ТНК, среди которых «НЭК», «Тошиба» и «Хитачи», контролировавшие 1/4 ми­рового рынка всех видов полупроводников. Доля уступавших им аме­риканских «Интел» и «Моторола» была вдвое меньше — 1/8. В 1993 г. «Интел» перешла с четвертого на первое место, а «Моторола» — на третье, потеснив японские ТНК.

Все экономические, технические и организационные особенности производства активных компонентов отразились на формировании его современной географии. Основную их часть выпускают фирмы США и Японии (по 41-45%). Они контролируют до 80-85% мирового рынка этой продукции, оставаясь монополистам и на протяжении чет­верти века. Западная Европа дает только 7-9% всех видов полупро­водников (важнейший продуцент ФРГ) и сильно зависит от поставок извне.

Выпуск современной аппаратуры связи увеличивается быстро, ибо потребность в ней во всем мире очень велика, несмотря на относи­тельно высокую цену. Производство электронных средств связи на 3/4 сосредоточено в 10 промышленно развитых государствах мира. Уже в начале XX в. ряд крупных фирм стал выпускать аппаратуру для телеграфной, телефонной и радиосвязи («АТТ» в США, «Сименс» в Германии и др.). Создание современных систем электронной связи, оснащаемых телеаппаратурой, лазерными приборами, компьютера ми, и высокий спрос на них заставили эти фирмы переориентиро­ваться на изготовление новейших систем связи. Возникшие в сере­дине XX в. электронные фирмы «НЭК» и «Фудзицу» в Японии, «Алькатель» во Франции и особенно их дочерние предприятия в новых индустриальных странах активно подключились к широкомасштаб­ному выпуску электронных средств связи. Этим объясняется сосре­доточение 55% мирового производства аппаратуры и оборудования связи в США, Японии и ФРГ.

Бытовая электронная техника — самый массовый и доступный вид продукции отрасли. Своим появлением она обязана изобретению радио в конце XIX в. К середине нашего века в мире сложилось круп­ное производство средств радиосвязи, а затем бытовых приемни­ков и телевизоров. Выделение и обособление продуцентов аудио- и видеоаппаратуры в 60-е гг. было вызвано невиданным расширением информационного пространства отдельных стран, постепенно охва­тывающим всю планету. Радиоприемники и телевизоры составили техническую основу всей информационной инфраструктуры у мил­лиардов жителей. Это предопределило бурный рост производства бы­товой радио- и телевизионной аппаратуры в мире.

Стремительный рост выпуска этой аппаратуры сопровождался ко­ренными сдвигами в географии их продуцентов по странам и регио­нам. В 1950 г. промышленно развитые государства дали суммарно свыше 92% радиоприемников в мире (из них 90% пришлось на США, Великобританию). К 1970 г. их производство заметно переместилось из Северной Америки и Западной Европы в Азию. Лидерами стали развивающиеся страны. Каждая из таких стран, как Гон­конг, КНР, Малайзия или Сингапур превысили выпуск радиоприем­ников в Японии, США или ФРГ.

Аналогичная ситуация имела место и для более сложной аппара­туры — телевизоров. В 1950 г. на промышленно развитые государства приходилось 100% этой продукции, а в 1995 г. — только около 22%. Азия заняла ведущие позиции в производстве телевизоров. При этом и КНР, и Республика Корея давали их больше, чем США и Япония в отдельности.

Структура выпускаемых бытовых электронных товаров претерпе­ла во второй половине XX в. значительные изменения, обусловленные уменьшением доли аудиоаппаратуры. В 2000 г. соотношение стоимос­ти отдельных групп и видов произведенной в мире бытовой элек­тронной техники составило (в %): видеоаппаратура — 53 (в том числе телевизоры — 32,3 (цветные — 30,7); видеомагнитофоны — 14; ви­деокамеры — 6); аудиоаппаратура — 25, прочие бытовые электрондустриальных стран Азии. Однако роль США и Японии в производ­стве продукции электронной промышленности все еще остается очень высокой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Хозяйство
Ведущими секторами экономики Джорджии являются : 1) обрабатывающая промышленность и торговля - -по 20% 2) финансы - 15% 3) сфера услуг - 13% 4) транспорт и связь - 12% 5) лесное и сельское хозяйство и рыболовство - 2% Наибольшая доля в промышленности приходится на транспортное машиностроение, на от ...

Центрально-западный регион
Административный центр Бразилиа (2.043.169) Характеристика экономических ресурсов района 1. Наличие природных ресурсов Золото, алмазы, марганец 2. Отрасли мирового хозяйства развитые в регионе Производство риса, производство кукурузы. В центральном регионе Бразилии развита, преимущественно, пищевая ...

Загальна характеристика економіки Угорщини
Промисловість У 2007 році промислове виробництво в країні зросло у порівнянні з попереднім роком на 2,6 відсотки, при тому, що розширення внутрішнього ринку не перевищило 1,5 відсотка. Експорт склав дещо більше половини валового промислового виробництва (52%).Галузева структура промислового виробни ...