История
Страница 3

С начала 17 в. повышение налогов османскими властями и рост поборов в пользу местных феодалов вызвали волнения среди албанских крестьян. В 1645 и 1649 турецкие правители подавили заговоры и бунты, организованные католическими лидерами в прибрежных городах во время войны с Венецией. Различные северные племена сотрудничали с австрийскими и венецианскими войсками во время нескольких войн, происходивших между 1683 и 1739. Поэтому турки усилили давление на албанских католиков, заставляя их принять мусульманство.

В 18 в. происходило ослабление Османской империи. Некоторые члены североалбанских племен организовали кампании по вербовке наемных солдат. Тысячи сербов после 1690 покинули Косовскую равнину, отчасти опасаясь репрессий со стороны турок. Шкодерские паши Бушати правили на севере и в центре страны, а во время наполеоновских войн и в последующий период Али-паша Тепелена (1744-1822) основал полунезависимое государство, Янинский пашалык, в южной Албании, Эпире и западной Македонии. Султан Махмуд II, одержимый реформаторскими идеями и стремившийся централизовать и укрепить Османское государство, разгромил в 1820-1822 войска Али-паши (сам Али-паша был обезглавлен, а его голова послана в Стамбул), а в 1831 пашей Бушати. В 1830-х годах менее видные представители албанской знати выступили против турок, но реорганизованная османская армия подвергла их замки обстрелу из артиллерийских орудий и заставила подчиниться.

После разгрома Бушати и Али-паши, Порта предложила ряд реформ, которые были направлены на укрепление империи. Правительство организовывало программу вербовки в армию и открыло турецкие школы, чтобы поощрять ислам и прививать лояльность к империи. Земли, населенные албанцами, в 1835 были разделены на эйялеты Янина и Румелия, во главе которых ставились чиновники из Константинополя. Позже, в 1846, были созданы пашалыки в Монастире (до 1877) и Ускибе (до 1863). После 1865 Стамбул повторно разделил албанские земли между вилайетами Ишкодра (Шкодер), Янина (с 1867), Битола (Монастир) и Косово (с 1877).

Реформы 1826-1856, закрепившие регулярную выплату налогов, призыв на военную службу в мирное время и назначение чиновников неалбанского происхождения, встретили сильное противодействие и оказались эффективными только в южной Албании. Сопротивление переросло в национальное движение, усилившееся после 1878.

Движение за независимость (1878-1912).

Распад Османской империи и стремление балканских народов к независимости впервые получили отклик в Албании после русско-турецкой войны 1877-1878. На Берлинском конгрессе великие державы предложили как одно из условий мирного договора передать Сербии и Черногории районы северной Албании. Против этого решения выступили некоторые албанские вожди и представители знати, в основном мусульмане.10 июня 1878 в Призрене (Косово) ими было объявлено о создании Албанской, или Призренской лиги. Вначале она получала поддержку от османского правительства, собирала средства, вербовала вооруженных бойцов и готовилась к борьбе. Лига приобрела более националистический и независимый характер после присоединения католических племен из Шкодера и православных - с юга. В 1879-1880 было оказано сопротивление попыткам уступить даже незначительные территории Черногории; Лига согласилась на передачу района Улцинь Черногории в 1880 лишь после того, как турецкая армия нанесла поражение албанцам. Южное отделение Лиги решительно отвергало притязания Греции на территории, населенные албанцами в Эпире. Возникли опасения, что после окончательного распада Османской империи Албания может оказаться разделенной на части соседними государствами. Для предотвращения подобного исхода Лига потребовала объединения албанских округов (Шкодер, Янина, Битола и Косово) в одну автономную провинцию с тем, чтобы управление, школьное образование и сбор налогов контролировали сами албанцы. Такая национальная программа привела к расколу Лиги: мусульмане Центральной Албании выступили против программы, сохранив верность Константинополю. Начались вооруженные выступления в Шкодере, Призрене и Янине. После того, как Генеральный совет Призренской Лиги объявил о создании (1880) Временного правительства, разгневанный султан направил в 1881 войска на его подавление. В апреле 1881 турецкая армия заняла Призрен, а затем Улцинь. Некоторые из руководителей Призренской лиги и члены их семей были арестованы, других туркам удалось склонить на свою сторону.

Национальное движение ушло в подполье, распространяясь в албанской зарубежной диаспоре и среди политических лидеров в самой Албании. Наиболее известными обществами, созданными эмигрантами, были: "Стамбульское общество" (оно же - "Общество печати на албанском языке" или "Центральный комитет по защите прав албанской нации") (основано 1879), "Дрита" ("Свет") в Бухаресте (основано 1884), "Дешира" ("Стремление") в Софии (основано 1891), "Башкими" ("Единение") в Египте и др. Однако росту движения мешали региональные, религиозные и классовые противоречия. Католики Севера стремились сохранить свои традиционные привилегии. Мусульмане Косовской равнины оставались верными султану, поддерживавшему их в борьбе со славянами. Мусульмане-землевладельцы Центра не желали иметь отношение к опасному напряжению в пограничных районах, где многие православные христиане причисляли себя скорее к грекам, чем к албанцам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Население
По данным переписи 2002 г. общая численность населения Краснодарского края составляет 5118,7 тыс. чел. Средняя плотность населения – 67,4 чел./км2. На долю экономически активного населения приходится 2300,7 тыс. чел. или 45%. В 2003 г. уровень зарегистрированной безработицы составил 0,7%. Возрастна ...

Угольные ресурсы
В России Государственным балансом запасов на 01.01.98 учтены 1539 угольных месторождений и участков. В 1991-1997 гг. разведанные запасы угля практически не менялись и на 01.01.98 составили 200,1 млрд. т, из них 51,4% представлено бурыми углями и 48,6% - каменными. По общим запасам угля, составляющи ...

Транспортный комплекс
Высокий удельный вес железнодорожного транспорта в грузообороте (32,4%) контрастирует с низкими показателями автомобильного, морского и речного видов транспорта, что можно легко объяснить дороговизной и плохими дорогами для первого, а речной транспорт не может конкурировать с другими из-за отсутств ...